Помните ли вы свое детство? Многие ответят на этот вопрос утвердительно и даже добавят: «мол, это было счастливое и беззаботное время, когда взрослые проблемы были далеко-далеко». А подобные утверждения как раз и доказывают, что произносящий их человек уже накрепко забыл о том, что значит быть ребенком.
24 августа в музее современного искусства «Эрарта» состоялся моноспектакль «Сказки про глупых взрослых», созданный британской писательницей Камелией Санрин и российским актером, поэтом и режиссером Борисом Драгилёвым. На полтора часа зрители получили возможность вернуться в утраченное детство и вспомнить, каково это, когда родители заставляют тебе радовать гостей стишками, многие предметы больше тебя, а самые простые вещи, кажутся незаурядными и безумно интересными.
«Сказки про глупых взрослых» предполагают формат моноспектакля (когда на сцене присутствует только один актер). В данном случае этим актером был Борис Драгилёв – взрослый ребенок или ребячливый взрослый, мальчик Ботя с растрепанными донельзя волосами и по-детски смешливыми глазами. Рассказывая со сцены истории и стихи, Борис Драгилёв умудрялся играть сразу несколько ролей от злобной продавщицы до маленькой испуганной девочки.
Спектакль можно разделить на три простые составляющие. Первая – это рассказы Камелии Санрин – те самые сказки про глупых взрослых: про маму, которая боялась спать одна, и когда папа уезжал в командировку, звала его друзей; про папу, который любил наряжаться в платья; про девочку, в которую никак не хотели поверить два страшных приведения… Творческая манера писательницы напоминает о работах таких мастеров абсурда, как Эдвард Лир, Хилэр Беллок и Даниил Хармс. С помощью черного юмора (который, впрочем, благодаря искрометному исполнению Драгилёва пестрит всеми цветами радуги) Санрин добивается того, что зрители, пришедшие на спектакль, ненадолго снимают со своих плеч серьезное отношение к жизни и начинают воспринимать ее радостно и непосредственно.
Вторая составляющая – это замечательные стихи Бориса Драгилёва. В самом начале спектакля актер сообщил, что в детстве домашние ставили его на табурет и просили рассказать гостям стихи собственного сочинения. Затем, Борис спрятался за ширмой и снова появился, только когда зрители выманил его криками «Ботя, расскажи стишок». «Круглое блестящее солнце настоящее!» — звонко продекламировал поэт. Зал ответил аплодисментами.
Детские стихи Бориса Драгилёва посвящены простым и не очень вещам: папиным ногам, потере красивой игрушечной машинки, баранам, дружбе с гадюкой и много чему еще. Однако все стихи объединяют брызжущие из них ликование и энергия детского мировосприятия. Создается ощущение, что привычные вещи, доселе блеклые, начинают играть новыми цветами, напоминая о своей настоящей сущности, о той, которую мы забываем, вырастая и входя во взрослый мир.
Третья составляющая спектакля – общение актера и зрителей. Именно этот момент сыграл ключевую роль в восприятии постановки. Борис Драгилёв вступал со зрителями в диалог, задавал им каверзные вопросы и даже заставлял их участвовать в спектакле. Самое поразительное в том, что нарушение невидимой границы между залом и актером, далось легко не только Боте, но и зрителям. Почти каждый человек в зале почувствовал себя не сторонним наблюдателем, но непосредственным участником действия. Едва ли подобный эффект был бы возможен в крупном или даже среднем театре, рассчитанном на несколько сотен посадочных мест, однако в небольшом театральном помещении «Эрарты» такое сближение стало возможным.
Все три составляющие спектакля вместе дают некое подобие лекарства. «Лекарства от чего?» — спросите вы. Наверное, в первую очередь от излишней серьезности и сосредоточенности на важных взрослых заботах (где купить новый шкаф, что подумают о вас посторонние люди, сколько стоит килограмм огурцов). Ведь неспроста самые настоящие и важные вопросы впервые мы задаем себе именно в детстве.
При этом «Сказки про глупых взрослых» не предлагают идеализировать то время, когда мы были детьми. Наоборот, в спектакле упоминаются такие поистине ужасающие впечатления детства, как общение с недружелюбными сверстниками, или тот момент, когда мама, оставив тебя в очереди, убегает в другой отдел магазина, а продавщица интересуется, что ты будешь покупать. Сейчас такие трудности кажутся нам забавными, но когда-то это были настоящие неразрешимые проблемы. Однако, не смотря на это, тогда каждый умел жить с большой буквы «Ж» и видеть чудо за каждым поворотом. «Сказки про глупых взрослых» помогают вновь пусть и на краткий миг разглядеть это чудо.
Анастасия Денешек, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Надежды Кузнецовой
Добавить комментарий