В прошлую пятницу, 23 августа, на сцене клуба «Fish fabrique nouvelle» состоялся концерт Псоя Галактионовича Короленко, в миру – Павла Эдуардовича Лиона. Программа под названием «Псой да Поется», была посвящена дню памяти преподобного Псоя Египетского и состояла из «современных и старинных песнопений на древних и новых языках».
Сам Псой Галактионович называет себя «бродячим художником», «боди-сингером», «современным скоморохом», «акыном» и «молодежным филологом». Причем филология – это первая профессия и, наряду с исполнительством,– призвание музыканта.
Дело в том, что в далеком 97м году, Павел Эдуардович защитил кандидатскую диссертацию по филологии в главном вузе страны – МГУ. Причем темой его работы было творчество публициста Короленко, Владимира Галактионовича. Нетрудно догадаться, откуда есть пошло сценическое имя перформансье.
Выступление певца продлилось около двух часов. Артист исполнил хиты и песни с недавно вышедшего альбома. Публика, пришедшая на концерт, – взрослые люди, так называемые свободные художники и интеллигентные семейные пары лет тридцати. Люди, плотно заполнившие зал сильно отличались друг от друга, но объединяло их одно, они все – любители такого нового формата, как гиперконцепт.
Творчество Псоя нельзя загнать в определенные рамки. Также невозможно навесить на певца ярлыки. В одной песне он поет: «Простите меня, я – ябнутый, ябнутый! Простите меня, я – ябнутый! А ябнутым всё можно». Эти строки отражают всю суть созидаемых Короленко музыкальных перформансов. Только определение «ябнутось» в данном контексте имеет совсем противоположный посыл.
Короленко – музыкант свободный от стереотипов. При этом очень умный человек. И вся его музыка, не побоюсь этого слова, предназначена для умных людей. Умеющих думать. Как, наверное, сказал бы сам Псой – зрить в корень.
Псой родился в еврейской семье. Его бабушка по матери была родом из Аккермана (Белгород-Днестровский) в Бессарабии. Поэтому в репертуаре артиста так много песен на еврейском языке. И, как бы это грубо не прозвучало, но на концерте точно не было антисемитов. Неоднократно звучали такие фамилии, как Бродский, Пастернак и «дорогая и всеми любимая Адриана Купер». Музыкант исполнил песни из нового альбома «Dicunt», записанного совместно с одной из лучших клезмерских групп в мире, израильскими музыкантами, «Oy Division». И даже не понимая смысл песен, зрители ловили музыкальный посыл и, что называется, подпевали душой.
А подпевать было чему. Кроме юмористическо-саркастических композиций вроде «Прекрасная маркиза», публика прекрасно воспринимала двуязычные композиции, написанные поэтом-шансонье брехтовской традиции, создателем клезмер-кабаре «Раскрашенная птица» Дэниелом Канном. Песни, состоящие из двух, а иногда и трех языков – еще одно подтверждение образованности шансонье. После каждой композиции он делал перерыв и сопровождал его очень важными, а главное, полезными комментариями.
Например, пояснил, что Дикунт (песня с одноименного альбома) на латыни означает «говорить», но в песне часто использовалось и слово «Дико». Этот оксюморон певец использовал специально. Сочетание простоты и сложности – неотъемлемая часть его произведений. Как говорит сам «акын»: «Кто-то больше любит простоту, кто-то — сложность, а вот диалектика простоты и сложности, контрапункт, баланс — мне нравится». В этом и есть весь Псой… Обязательно приходите на его концерты. Тем более, что артист любит Питер. Это и неудивительно. Наш город отвечает ему взаимностью.
Надежда Федяй, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Павла Самохвалова
Добавить комментарий