Ленин в мелочах

Ленин в мелочах
Использовaно фото Мaргaриты Мироновой с официaльного сaйтa теaтрa

4 сентября на сцене театра Мастерская показали спектакль «Оборванец» по пьесе Михаила Угарова в постановке Тимура Насирова, посвященный памяти драматургов Михаила Угарова и Елены Греминой.
Михаил Угаров — один основоположников современной школы драматургии, «новой драмы», театральной документалистики, руководитель «Театра doc.». В своих работах он пытался отойти от «классических» штампов и ориентировать театр на современные проблемы. Изначально в своих произведениях он обращал внимание зрителя на бесчетное количество мельчайших деталей, фрагментов. Длинные монологи актеров наполнены подробностями советского и постсоветского быта, незначительными только на первый взгляд, в действительности играющие важную роль в судьбе каждого человека.
Режиссер Тимур Насиров второй раз обращается к этой пьесе: в начале 2000-х он постaвил по ней дипломную работу.
Главный герой пьесы — оборванец Леша (Сергей Интяков) успокоился и будто бы смирился с холостяцкой жизнью, хотя в первых постановках этой пьесы был голодным, энергичным разгильдяем. Сцена оформленa в виде неуютной комнаты, больше напоминающей парадную с облупленными стенами и одиноким окном без занавесок. На полу — полосатый матрац и стопки связанных, будто бы готовых к переезду, книг. На оборванце аккуратные кеды и джинсы. Безымянный рассказчик (Константин Гришанов) поясняет зрителю, что оборванец — не внешний вид, а состояние души, и распознать его можно по глазам и характерному свисту. Рассказчик не заигрывает со своими персонажами, давая им четкие определения: Леша – оборванец, его подруга Наташа – сука, ну а Она… С ней все понятно, у нее просто всегда все хорошо. За мишурой подробностей – пустота, стук колес невидимого поезда, заставляющего замирать в ожидании.
Леша живет в квартире не один, его соседка — Бабушка Тихонова (Ксения Морозова), завораживающая зрителей своими невероятными рассказами, знает причину личной неустроенности. Она буквально «сидит на чемоданах», угощает всех горячим чаем из термоса. Когда-то давным-давно соседка, которую она обучила всем премудростям достойной жизни, отбила у нее жениха. Причину несчастий, Лидию Петрову, она даже по-своему любит, показывая зрителям ее фотографию, бережно сохраненную со всеми ее письмами в большом кожаном чемодане. Леша, по заветам Наташи, «право имеющий» пытается отбить «ее» — чужую жену, жену как элемент быта и устройства. Жена же, как известно, распознается по нескольким признакам: это чистые, не дырявые мужьи носки и аккуратная губочка для посуды. В этом всем, по-мнению Наташи, и кроется настоящая любовь. Любовь детализированная.
Каждый из героев поочередно в длинном монологе рaccкaзывaет зрителям о жизни, точнее, историю о том, почему эта жизнь не сложилась, затягивая в пучину бытовых дрязг и неурядиц. В какой-то момент кажется, что действия немного заторможены. Даже сцена драки в кульминации проходит где-то за окном, мимо. Потом приходит мысль, что, возможно, так и задумано, так и должно быть, это не чеховские паузы, а какие-то перерывы между игрой в жизнь — игра в ожидание.
Михаил Угаров ценил в пьесе, прежде всего, злободневность. 15 лет назад «Оборванец» был актуален, сегодня он, скорее, уже вошел театральную историю. Пьеса от этого не стала менее интересной, но ее сложнее примерить на себя. Не каждый осмелится признать в себе оборванца, заглядывающего в чужие окна, которому вечно не хватает для счастья то китайского фонарика, то чужой жены, то справедливого Ленина с синей тетрадочкой.

Галина Супрунович, специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.