Наверное, сложно представить себе человека, который хотя бы раз не смотрел всенародно любимую комедию «Любовь и голуби», снятую Владимиром Меньшовым в 1984 году. Так, по сюжету пьесы Владимира Гуркина, ставшей основным лейтмотивом картины, события лирической комедии происходят в далекой сибирской глубинке – деревне Алехино, где в семье Василия и Надежды Кузякиных разворачиваются небывалые страсти измены и всепрощения.
Как и многие другие в то время, главный герой картины Василий Кузякин живёт в сельской местности со своей женой Надеждой и тремя детьми: старшей дочерью Людмилой, сыном Ленькой и младшей дочкой Ольгой; а также ближайшими соседями по поселку – бабой Шурой и дядей Митей. Однако привычный уклад незатейливой деревенской жизни, сопряженный с множеством бытовых забот и мелких проступков Василия, переворачивается с ног на голову. Получив производственную травму Кузякин-старший уезжает на лечение в санаторий, где знакомится с Раисой Захаровной, сотрудницей отдела кадров леспромхоза, в котором, по стечению обстоятельств, работает сам Василий. Образованная, в меру экзальтированная и, на первый взгляд, неприступная дама мгновенно завораживает Кузякина удивительными рассказами об экстрасенсах и астральных телах, а их случайное знакомство перерастает в курортный роман.
Однако, вторя известному фильму, спектакль «Любовь и голуби» не только одаряет публику яркой актерской игрой, но и радует ценителей киноленты близким к сюжету содержанием. Вот и сейчас уютная сцена центрального зала МСПК на Вернадского, будто по мановению волшебной палочки, переносит своих зрителей в начало 80-х годов, а звездный состав трех театральных поколений в лицах Раисы Рязановой (бабы Шуры), Василия Мищенко (дяди Мити), Анатолия Журавлева (Василия), Наталии Громушкиной (Надежды), Ольги Прокофьевой (Раисы Захаровны), Ксении Шевченко (Людмилы), Александра Коркунова (Леньки) и Анастасии Чулковой (Ольги) органично вливается в канву легендарной комедии.
Таким образом, по замыслу режиссера, главные действия спектакля происходят будто в двух параллельных мирах – в городе, как образе всевозможных соблазнов, и простой сельской обстановке. Что же касается деревенской локации, то круглый обеденный стол на фоне наспех развешанных простыней выступает не только в роли семейного очага, но и централизует вокруг себя основные события постановки. Так, от комичных проводов с важным по тем времена элементом высокой культуры – розовым галстуком, главный герой Анатолия Журавлева с головой окунается в жизнь южного городка. Тем не менее, настоящим украшением спектакля стала не только житейская история Василия и Надюхи, а еще две сюжетные линии: судьба бойкой парочки уже не молодых, но явно любящих друг друга стариков бабы Шуры и дяди Мити, а также нелегкая доля самой Раисы Захаровны. Впрочем, если Рязанова и Мищенко практически не отклонялись от предложенного им первоисточника, то образ Ольги Прокофьевой украсил импульсивную кадровичку тонкой самоиронией. В одночасье умная и серьезная Рая превращается в легкую и азартную дамочку, явно жаждущую внимания, а мечтавший о походе в бар Журавлев, – в неуклюжего хранителя очага городской квартиры начальницы. Правда, как и в фильме, так и на сцене МСПК хрупкий курортный союз обрывается после встречи жены и тайной соперницы с погромом в незатейливых декорациях и крылатой фразой Прокофьевой-Гурченко: «Дети, уймите вашу мать!»
Именно с этой сцены между Василием и Раисой происходит не лишенный юмора диалог, обнажая мужественное одиночество Раисы Захаровны и внутреннее столкновение Кузякина с укладом непривычной жизни. Однако пролить свет на утопию романа «разных социальных слоев» помог старый реквизитный торшер, став одновременно и символом желанного уюта, и молчаливым свидетелем неудач почетной работницы управления.
После трудного разговора двух неуемных натур борьба за семейное счастье одолевает не только самого Кузякина, но и подспудно вырывается из души обманутой Надежды. Как принято на селе, на подмогу обиженной женщине приходят не только трое детей, но и верные пожилые соседи, буквально ставя Надюху на ноги. Таким незамысловатым путем образ сварливой хозяйки, будто открыв второе дыхание, раскрывается с новой лирической силой, сдобрив свой внешний вид не по сезону цветастым платьем с диковинным декольте. Словно вдохнув новую жизнь, оба героя начинают все с чистого листа, пройдя горькую обиду расставания и сложный витиеватый путь к искреннему прощению.
Недоуменный вопрос к Раисе Захаровне: «Кака така любовь?» – вернулся к Надежде простой человеческой истиной.
Однако кроме тайных свиданий под домашние Надькины пироги в жизни примирившейся пары наступает еще один судьбоносный момент, скрепивший семейный оплот поистине прочными узами. Так, задушевные беседы о настоящей любви, смысле жизни и уважении друг к другу оборачиваются неожиданной новостью о внезапном пополнении в семье, а Ленькины проводы в армию – вихрем из белых голубей, стремящимся ввысь.
Казалось бы, так просто и одновременно тяжело героям спектакля удалось посмотреть на себя со стороны, переоценив прожитые годы под ударом лихих передряг. Впрочем, самым важным во всей этой комедийной истории стала, отнюдь не мастерски обыгранная интрижка и даже невозвращение блудного мужа обратно домой, а исконно глубинные ценности семьи и мира, настоящей чистой любви и светлой дружбы, преемственности поколений в лице бабы Шуры и дяди Мити, мудрости в образах Нади и работящего Василия, а также наивной юношеской горячности ит репетного прощения в героях заметно повзрослевших детей. Удивительная история простых деревенских жителей повествует не только о сложных жизненных обстоятельствах и их преодолении, но и помогает держать ориентир в сегодняшнем дне. К счастью, окунуться в атмосферу сибирской глубинки и вновь насладиться яркой актерской игрой не составит особого труда.
Напомним, что до конца этого года спектакль «Любовь и голуби» встретится со своим зрителем уже в начале зимы, а именно 8 декабря в центральном зале МСПК на проспекте Вернадского.
Наталья Бартош специально для Musecube
Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесьФотографии Маргариты Каррентс можно увидеть здесь
Добавить комментарий