Магия мюзикла и музыкальная перезагрузка легендарного «Последнего испытания»

10 апреля в 14.30 и в 19.00 на сцене московского концертного зала «Измайлово» состоялся двойной показ рок-версии фэнтези-мюзикла Антона Круглова и Елены Ханпиры «Последнее испытание», написанного по мотивам серии книг Маргарет Уэйс, Лоры и Трейси Хикмен «Сага о копье / Dragonlance».

Те глаза, что глядят сквозь плоть,
Те, что зрят, как уходит жизнь,
Не дадут обмануть себя,
Не сумеют уже любить.
Как любить пустоту и тлен?
Как ступить на болотный мох?
Изменяется даже Бог.
Мир исполнен сплошных измен…

Ария чародея / «Те глаза».

Представьте себе древний мир, полный Магии и Веры. Тёмный маг Рейстлин Маджере возжелал победить всесильную Богиню Тьмы Такхизис и стать Богом. Но в одиночку он не сможет открыть Врата Бездны, где таится власть над всем сущим. Потому обманом маг просит помощи у Светлой жрицы Крисании и своего брата Карамона.

История самого мюзикла началась в 1996 году, когда на ролевой игре по мотивам Dragonlance автор текстов мюзикла Елена Ханпира впервые сыграла Крисанию и поняла, что образ жрицы Паладайна ей очень близок по духу. В 1998 году, на следующей игре, Елена встретила Антона Круглова, бывшего тогда Рейстлином Маджере. В ходе совместного творчества родились первые песни проекта: «Ария чародея», «Соблазнение» и «Судьба».

В том же году «Последнее испытание» был частично презентован авторами на международном фестивале любителей фантастики и фэнтези «Зиланткон». В 2008 году первые два действия «Последнего испытания» были выложены на официальном сайте проекта. После этого мюзикл неоднократно переиздавался, а в 2015 году обрел свою сценическую версию.

До сих пор большинство спектаклей проходили под минусовую фонограмму (за исключением концертных версий). Но 10 апреля 2022 года оба показа «Последнего испытания» сопровождались живой музыкой в исполнении музыкального коллектива под руководством Ярослава Баярунаса, который в дневном спектакле спел партию эльфа Даламара, а в вечернем — Рейстлина.

Оба спектакля проходили под знаком музыкальной перезагрузки постановки: практически все номера были переосмыслены в плане звукового дизайна, что добавило ещё больше жизни и философской глубины происходящему на сцене. Ярослав и сотрудники «Баярунасконцерт» проделали невероятную по своему масштабу и сложности работу – все номера мюзикла были, на мой взгляд, фактически созданы заново. Мелодический и звуковой рисунок каждой партии заиграл новыми красками, что помогло зрителю глубже погрузиться в действие, лучше понять, прочувствовать характер и внутренний мир каждого персонажа.

Рок, металл, new wave, new age, фолк, симфоническая и хоровая музыка – вот далеко не полный список жанров, органично вплетенных обновленным звучанием в общий музыкальный контекст «Последнего испытания». Благодаря этому такие треки как, например, «Испытание огнём», «Армия чародея», «Я дам тебе имя», «Соблазнение», «Властелин ничего», «Те глаза» (задающие тон всему повествованию) своей пронзительностью и искренностью взрывают душу!

Нежные звуки скрипок в тревожно-мрачном симбиозе с прологом к мюзиклу острее раскрывают невыносимую внутреннюю боль и душевные метания главного героя, приведшие его в итоге к полному одиночеству. И это лишь начало…

Луноподобные звуки арфы, протяжное пение труб, огненные переборы басов, чувственное звучание скрипок, томно-глубокий глас гобоя, всплески барабанной дроби – обновленный музыкальный саунд неумолимо ведёт зрителя за собой, увлекая каждого в бездну чувств и эмоций, рождая особую магию духовного единения зрителей и героев на сцене.

Отдельно отмечу превосходный актерский состав постановки. Это «Последнее испытание» стало тем редким явлением, когда артисты подобраны настолько филигранно и точно, что абсолютно каждый из них оказался на своем месте. Пожалуй, позволю себе некую вольность, сказав несколько слов о тех, кто особенно тронул моё зрительское сердце.

Ярослав Баярунас в роли Рейстлина воистину великолепен: его Темный маг одновременно ужасает своей безмерной жесткостью, честолюбием, жестокосердием и трогает тем, что, несмотря на свое отрицание любого намека на чувства, Маджере отчаянно нуждается в любви, понимании и нежности. Глаза этого Рейстлина подобны его душе: в них, словно в зеркале, отражаются искусные узоры, сотканные из безудержной внутренней боли, искренней любви (к матери, брату, Крисании), надежды на Свет и дикого, парализующего сердце страха оказаться одиноким, слабым и побежденным, «ведь любовь это смерть!» Мимика, жесты, каждое движение мага в исполнении Ярослава пронизаны сложным внутренним диалогом и непрестанным спором с самим собой о правильности выбранного пути. Музыка и этот Маджере творят волшебство — в них растворяешься вначале, чтобы затем понять страшную истину: часть Рейстлина (а то и весь он) – это, увы, ты сам…

Дарья Январина стала, на мой взгляд, потрясающей Крисанией: своим вокалом актриса искусно подчеркнула всю сложность и многослойность характера своей героини. Светлая жрица Дарьи лишь кажется холодной, сдержанной и надменной. В любви к Рейстлину раскрывается её душа, её страстность и готовность идти ради своего возлюбленного на любые жертвы, ничего не требуя взамен.

Новый Даламар в чудесном исполнении Павла Стукалова оказался удивительно каноничным на радость фанатам Dragonlance: изящно опасный, непредсказуемый, соблазнительный и коварный, он, словно трикстер, подстрекает героев на разные крайности в их действиях и желаниях.

Поражает и восхищает всесильная Такхизис: Вера Зудина настолько чарующе хороша и соблазнительна в этой роли, что ты, как зритель, невольно поддаешься магическому воздействию смертоносной Богини и, подобно Рейстлину, готов отправиться для нее к Вратам Бездны.

Дарья Бурлюкало создала на сцене нежный и тонкий образ умершей матери Рейстлина, поразивший меня своей самоотверженной любовью к сыну. Алексей Толстокоров в образе фанатичного Короля-Жреца был неповторим и пугающе убедителен. Брутальный Ростислав Колпаков и его Карамон, ожививший зал своими шутками и неожиданным взаимодействием со зрителями (брату, наконец, налили выпить) – вообще отдельное явление в этом мюзикле. О его «Колыбельной» не нужно много говорить – это волшебство эмоций и пиршество голоса лучше слушать и смотреть самим!

Новое звучание «Последнего испытания» сделало этот мюзикл явлением уникальным по своей сокровенности, страшным и пронзительным по силе воздействия, выворачивающим души и сердца зрителей в немом ужасе от осознания того, насколько схож мир Рейстлина и Крисании с нашим миром. Музыка, герои, действие – словно зеркало, у которого ты стоишь, смотришь пристально на своё отражение и не всё тебя в нём радует… Что-то и вовсе сводит с ума, а что-то, напротив, спасает от Тьмы.

В любом случае, «Последнее испытание» нужно смотреть с обнажённым сердцем. Чтобы прочувствовать всё до конца, посмотреть на себя со стороны, многое понять и переосмыслить. Лишь тогда у нашего мира появится шанс на Свет; на то, что более никогда не будет в нём израненных и мёртвых в душе Рейстлинов, разбитых внутри Карамонов и Крисаний у края ужасной бездны. На то, что в наших сердцах никогда не отзовутся страшным эхом слова:

Поздно считать ошибки!
Никто не даст мне новой попытки!
Поздно молить о смерти –
Кричи, не кричи – никто не ответит!
Поздно, послушай, не ты ли хотел быть один?
(Рейстлин: Я так не хочу быть один!), Властелин Ничего?
Отзовется одно лишь эхо –
Ни женской улыбки, ни детского смеха
Не будет отныне,
Ты один в холодной, мертвой пустыне.
Поздно, послушай, уже не спасет никого
Властелин Ничего.
Поздно…

«Властелин Ничего»

В заключение скажу, что эта великолепная авантюра продюсерского центра Stairway Lab увенчалась грандиозным успехом! Подобный показ «Последнего испытания» — уникальное событие в мире музыкального театра. Также я верю в начало новой эры в жизни «Последнего испытания»: в музыкальных недрах шедевра Антона Круглова и Елены Ханпира бездна сокровищ, настоящее раскрытие которых только стартовало 10 апреля. По словам Ярослава Баярунаса, 90 процентов мюзикла были не тронуты переосмыслениями.

В тот день поклонники «Последнего испытания» услышали всё то, что они любят, но примерно так, как звучало это в голове самого Ярослава с 2015 года (со времени его знакомства с данным мюзиклом). Во время финальных поклонов режиссер постановки Руслан Герасименко пообещал снова показать «Последнее испытание» в декабре 2022 года и заметил, что, возможно, когда-то передаст постановку спектакля Ярославу, «потому, что «Последнее испытание» должно жить вечно!»

Зная бесконечный творческий потенциал, креативность, уникальный продюсерский и музыкальный талант, работоспособность Ярослава Баярунаса и сотрудников «Баярунасконцерта», могу с уверенностью сказать, что, если всё-таки такая передача состоится, то волшебный, философский фэнтэзи-мюзикл Антона Круглова и Елены Ханпиры «Последнее испытание» обретёт вторую жизнь!

Екатерина Кутузова специально для Musecube

Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь

А фотографии Наталии Каминской — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.