Маленький МХАТ Всеволода Шиловского. Новый театр на Петровке и спектакль «Особняк на Рублевке»

Знаете ли вы, что у Всеволода Шиловского появился свой театр?
«В день моего рождения, на мой 85-й юбилей, мы родились! 3 июня 2023 года. 7 месяцев мы существуем, а залы уже всегда полные. Репертуар от Чехова, Гоголя, Булгакова до современных драматургов. Я хотел, чтобы это помещение, которое мне дали в центре Москвы, на Петровке, стало моим маленьким МХАТом, который погиб и был умерщвлен. Каждый спектакль мы с моими талантливейшими учениками играем, как будто последний раз в жизни, играем так, как играли старики МХАТа, с которыми я ставил спектакли, жил и трудился. Такого зала в Москве нет, зрители смотрят прямо в глаза артисту. Врать нельзя на таком расстоянии! Надо себя отдавать полностью, иначе ничего не произойдёт. Когда мы видим благодарные глаза зрителей, когда идёт реакция, мы – самые счастливые люди на земле!»

В 2017 году во МХАТе имени Горького была поставлена пьеса Юрия Полякова «Золото партии», которая на театральной сцене получила новое название «Особняк на Рублевке». Спектакль имел огромный успех! Как показала себя «проверка на зрителе», жанр сатирической комедии отнюдь не устарел, острые шутки на тему недавнего прошлого страны по-прежнему смешны, забытые, казалось, реалии, вовсе не забыты, а людей, которые вершили историю страны с 17 года, не зря все-таки награждали «красными революционными шароварами» (помните, с этих слов начинается знаменитый фильм «Офицеры»).

Герой пьесы – 90-летний старик, сидящий в инвалидном кресле. Петр Лукич Барабаш прошел огонь, воду и медные трубы всех войн и общественных землетрясений. Но, впрочем, давайте забудем про кресло. Если в человеке до сих пор горит огонь, ум цепок, память его ясна, способность наблюдать не утрачена, речь жива и остроумна и порох есть в пороховницах, то ничего не может быть потеряно! Марш, марш вперед, дорогой зритель! Наградой тебе будет настоящее золото – блистательный Всеволод Шиловский в главной роли!

А второстепенных героев много – хитрющий сын-банкир, его дети (внуки главного героя): Василий-священник от первого брака, Теодор-иностранец от второго, Мария от третьего. Четвертая жена банкира, гувернер Николай, шофер Володя, сиделка Оксана, а также майор ФСБ, бандит и киллер. Смешались в кучу кони, люди… Но все персонажи, связанные друг с другом кто родственными узами, кто любовными, кто финансовыми, являют собой в целом любопытный и характерный срез российского общества образца двухтысячных годов.

Чудаковатый старик в душегрейке и валенках в инвалидном кресле – тот самый центр и стержень, который объединяет всех. На его фоне все представители мужского пола выглядит пожиже. Петр Лукич не свидетель истории, а её активный творец, за спиной у которого и славное боевое прошлое, и коммунистические стройки, и небо в клеточку, и бурная личная жизнь. Старик до сих пор не утратил вкуса к жизни, интереса к женскому полу, а выбор любимого коньяка активно разделяет со Штирлицем и Черчиллем, предпочитая его настойке валерьянки. Главное, что прожив длинную жизнь, он не запятнал совесть и сохранил чистое сердце, оттого не нуждается в исповеди и священниках. Правильные установки совести и есть его Библия.

Абсолютное восхищение заслуживает Всеволод Николаевич Шиловский в безупречно сыгранном образе старого коммуниста! Кто он вообще? Феномен советского воспитания или обыкновенный, но настоящий русский человек с большой душой?

Каждый герой в спектакле не плоский картонный трафарет, не раскрашен одной краской, не показан однотипно, не носит на груди табличку «подлец», «глупец», «эгоист» и так далее по списку дрянных черт характера. Перед нами большая семья-яблоня с рассыпавшимися и раскатившимися по земле-жизни яблоками. Перед нами люди, которые связаны с этой семьей самыми разными нитями.

Очень хорош и экспрессивен Александр Сибирцев в роли сына и банкира Марлена (сокращенное от Маркса и Ленина, а какое другое имя можно ожидать от истинного партийца) Барабаша. Вроде циничен, лжив, жаден, несчастлив в любви, но так эмпатичен, что с ним вместе и злишься, и переживаешь, и даже поощряешь отчаянный харассмент в отношении очаровательной сиделки. Зеленые носки, щегольская трость, модные шингарты — Сергей Рожнов замечательно играет метросексуала, самовлюбленного гувернера-полиглота, знающего «8 языков и 13 диалектов» Николая Карловича. Душевную ноту привносит в спектакль появление Николая Шилкина в рясе и образе сына-священника Василия.

Веришь, что мужская привлекательность Александра Гурьянова в качестве шофера-охранника Николая находится, так сказать, в балансе с полнотой и глубиной его внутреннего содержания. Как всегда, он очень убедительный герой-любовник. Ласкает глаз очаровательный женский ансамбль – Юлия Латышева (сиделка с высшим педагогическим образованием Оксана, важное примечание «из Луганска»), две Марии (Евгения Ядрец и Мадина Дасаева).

Пружина событий быстро разворачивается, курьезные ситуации и непредвиденные стечения обстоятельств увеличивают эмоциональный градус накала к финалу. Но не обманывайтесь простотой, в каждой комедии положений есть комедия положений, в каждой шутке – кроме шутки, есть глубокий смысл. За время спектакля легко и ненавязчиво будут подняты важные темы – любви, религии, политики, денег, порядочности, широты взглядов и поступков. «Особняк на Рублевке» — умная комедия, что очень важно. Да и в целом, «Особняк на Рублевке» — не про вчера, а сегодня, не про них, но про нас всех.

PS. Разгадка загадки. Область «размером в три Франции», которой руководил Петр Лукич, скорее всего, Тюменская.

Наталья Анисимова специально для Musecube

Фотографии Ильи Буяновского можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.