STORIES в «Субботе»: актуальное о вечном

STORIES в «Субботе»: актуальное о вечном
Использовано фото Алексея Иванова

Правильные творческие начинания, которые способны освежить и обогатить культурную жизнь Петербурга, встречаются не столь часто. Но, к счастью, театр «Суббота» смог найти для себя интересный, живой, яркий проект, вызывающий интерес как у профессионального сообщества, так и у простого зрителя. Уже в пятый раз в его гостеприимных стенах прошел международный конкурс коротких пьес STORIES. 18 и 19 января все желающие смогли оценить показы эскизов по тем пьесам, которые прошли тщательный отбор и особо приглянулись режиссерам.

То ли совершенно случайно, то ли абсолютно осознанно практически все эскизы были незримо связаны между собой, между ними легко находились очевидные точки пересечения. Так или иначе режиссерами затрагивались темы одиночества, непонимания, нравственной глухоты и слепоты. В ряде эскизов режиссеры обращались к масскульту в разных его проявлениях, лейтмотивом некоторых работ стали 90-е. Даже формально несерьезные тексты при внимательном приближенном рассмотрении и талантливом режиссерском переосмыслении становились многоплановыми сложносочиненными высказываниями.

Эскиз «Пьяный космонавт», поставленный Сергеем Соболевым по монопьесе Люси Прохоренко, открыл двухдневную программу показов. В основу этого текста легла важная и деликатная проблемная тема женского алкоголизма. Но, в сущности, история эта куда шире и глубже – помимо вопроса зависимости драматург касается темы одиночества, непонимания, противостояния стереотипам социума. Увы, эскиз режиссера Сергея Соболева значительно упростил заложенные в тексте смыслы, зато к блистательной игре Оксаны Сырцовой нет никаких вопросов.

О непонимании, нелюбви, неприязни в рамках одной отдельно взятой семьи повествовала пьеса Ивана Орлова «Я помидор». Несмотря на условно забавное название, история эта оказалась вовсе не из смешных. В постановке Александра Золотовицкого данный сюжет приобрел черты локального камерного хоррора в духе Стивена Кинга. С другой стороны, в нем легко обнаруживались точки пересечения с Ионеско и Кафкой. Узнаваемые бытовые приметы обычной среднестатистической ячейки общества здесь разбавлялись философскими сентенциями. Интрига сохранялась вплоть до самых последних минут, а отдельным приятным моментом стал слаженный актерский дуэт Ивана Байкалова и Дарьи Шихановой.

Бесспорно, явным фаворитом первого дня стала оригинальная режиссерская работа Тимура Кулова по не менее оригинальной пьесе Ивана Бевза «Никто не приехал». Ее можно было долго и внимательно анализировать, рассматривать под разными углами, обсуждать с различных точек зрения – и это активно рождало новые смыслы. То ли это рассказ про исторически сложившийся конфликт города и деревни, то ли это тонкое сатирическое изобличение провинциальной псевдоинтеллигенции, то ли, напротив, шпилька в адрес столичной интеллектуальной бесхребетной молодежи. Возможно, это самый настоящий русский народный хоррор, не исключено, что это остроумная вариация на пасторальную тему. Эскиз, наполненный неподдельными эмоциями, юмором, пришелся по вкусу зрителям. Интересен он был и по форме: демонстрация титров на экране навевала ассоциации с ранними произведениями кинематографа.

День второй стартовал мощно – первый же эскиз вызвал настоящий восторг у публики. Режиссер Роман Кочержевский поработал с пьесой Александра Елизарова «Бэтмен» и сделал честное, неподдельно трогающее высказывание о 90-х. Здесь реальный исторический фон умело пересекается с фантазийной выдумкой, а финальный сюжетный твист заставляет немедленно переосмыслить все увиденное. Благодаря правильной режиссерской застройке и продуманности всего действа, сюжет не провисает, актеры справляются с поставленными перед ними задачами (Софья Андреева в роли бабушки заслуживает отдельного комплиментарного упоминания!), баланс формы и содержания соблюден замечательно.

Эскиз «Папа в доме» тоже раскрыл все карты лишь в самом конце. Но эта работа оказалась не столь продуманной с режиссерской точки зрения – Александр Агеев, пожалуй, чересчур увлекся очевидными отсылками к балабановской дилогии «Брат» и «Брат-2».  Пьеса Павла Соколова затрагивала сразу несколько актуальных тем, и пресловутый конфликт отцов и детей –  лишь одна из них. Не исключено, кстати, что здесь была предложена и вариация на тему дальнейшей судьбы Данилы Багрова, раз уж привязка к культовым фильмам Алексея Балабанова оказалась столь важна.

Финальной точкой двухдневных показов стал эскиз по пьесе Марии Фоменко «Солнечные змеи». Режиссер Фамил Джавадов представил эту историю как пересказ судьбы одного необычного человека. Повествование о ментальных особенностях здесь обрамлено философскими рассуждениями, а тема взаимоотношений детей и родителей вновь дает о себе знать. Пускай эскиз производил впечатление не вполне законченной работы, равнодушным он точно никого не мог оставить.

Хочется верить, что благодаря STORIES театр «Суббота» в этот раз получил не только новые показы, эмоции, мнения. Этот опыт способен обновить и освежить творческую повседневность коллектива, дать очередной импульс вдохновения, обогатить репертуар свежими актуальными работами. А значит, жизнь театра продолжается!

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.