«Матренин двор»: рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Матренин двор
Фотография Сергея Захарова предоставлена пресс-службой Томского областного театра драмы

1-го декабря завершилась конкурсная программа театрального фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», проходившего при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Финальным спектаклем стал «Матренин двор» Томского областного театра драмы. Московская публика увидела спектакль на гостеприимной сцене РАМТа.

Это тот случай, когда весь спектакль задаешься вопросом: А что не так на картине? Как будто бы понятен режиссерский посыл Юрия Печенежского: дом Матрены, праведника, без которого не стоит село, создан из шпал (говорят, самых что ни на есть, натуральных), как бы предвещая чудовищную ее гибель от железной дороги. И жуткая надпись «Торфопродукт» — как мог Тургенев думать, что по-русски можно составить такое. И сельский безнадежный фонарь, мотуляющийся над сценой, как крест на Голгофе. Сценография безупречно красива. И на этом, пожалуй, все.

А нет, есть еще песни. Есть еще деревенский хор актерской массовки. Специально для «Матренина двора» композитором Николаем Морозовым написано несколько песен, стилизованных под народные.

И вот теперь точно все. Потому что в спектакле нет самого главного: отчего-то нет в нем этой пронзительности, которая есть у Солженицына. Отчего-то нет мурашек, которые бегут по телу при чтении: и когда Матрена вспоминает свою молодость и своих умерших детей, и когда она так глупо погибает, и когда разбирают родственники по кусочку ее собственный дом.

Отчего в спектакле отсутствует самое главное, за что мы любим театр – та вот необыкновенная магия напряжения, драматическая глубина. Весь спектакль словно слоумоушен, замедленная съемка, сон под тягучим наркозом. И даже сценическое время в 1.45 без антракта ощущается гораздо дольше – как томительное ожидание прибытия поезда. Возможно, в этом замедлении и была основная режиссерская задача, но все же театр – это про эмпатию, а не про отчужденность.

Мы как будто наблюдаем за Матреной (двумя Матренами – молодой и старой – Адалина Бухвалова и Елена Саликова) и всем происходящим через толстый слой бронированного стекла. Очень хочется сопереживать, думать, чувствовать, а как-то не получается. Да, это красивый спектакль, визуально и музыкально выдержанный на отлично и вполне заслуживший крики «Браво!» из зрительного зала. Но в целом, то, что рождает желание пересматривать спектакли снова и снова, то, что рождает внутреннее желание жить, в этой постановке не ощущается. Жаль, не срослось.

Юлия Зу специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.