Мисс Сайгон: о любви, самопожертвовании и разности культур

Мисс Сайгон: о любви, самопожертвовании и разности культур

 

В разгар ограничений из-за пандемии коронавируса Театр музыкальной комедии успешно выпустил новый мюзикл – «Мисс Сайгон», премьера которого переносилась в этом году уже несколько раз. Помимо проблем с эпидемиологической обстановкой и закрытыми границами, подготовка проекта была затруднена также сложностями с поиском артистов. Главных героев приходилось искать в других странах, кастинг несколько раз перезапускали, прежде чем был утвержден итоговый состав исполнителей. Преодолев не малый список трудностей, «Мисс Сайгон» в итоге представили петербургскому зрителю с 11 по 13 декабря 2020 года.

«Мисс Сайгон» — продукт международный, режиссером которого выступил уже известный по «Балу Вампиров» и «Голливудской диве» голландский режиссер Корнелиус Балтус, за костюмы отвечал также небезызвестный Кентауэр, работающий с Корнелиусом над теми же проектами в Музкомедии, декорации доверили японской художнице Йоко Сеама. Музыкальным руководителем, по традиции, стал Алексей Нефедов, а за световое оформление отвечал Денис Солнцев, который уже не первый год сотрудничает с театром.

Спектакль повествует нам о любви вьетнамской девушки к американскому солдату на фоне войны. Идея мюзикла у композитора Клода-Мишеля Шёнберга возникла случайно – его привлекла фотография в журнале: молодая вьетнамская женщина с ребенком на руках были запечатлены в аэропорту Хо Ши Мина (ранее — Сайгон). Девочке предстояло сесть в самолет и улететь в США, где ее ждал отец – бывший американский солдат. Так родилась идея о трагической мимолетной истории любви на фоне вьетнамской войны, которая была обречена с самого начала.

 

 

Наряду с любовной линией, в спектакле стоит отметить еще два ярко выраженных акцента: различность двух культур – восточной и западной, а также символизм – дракона и кицунэ (девятихвостого лиса) – персонажей национальной мифологии, включенных режиссером в канву постановки. Хореограф Ванни Вискузи поставил, можно сказать, две противоположные танцевальные линии в номерах американских и вьетнамских солдат. Восток и Запад, равно как и Дракон и Лис – два параллельных мира, которые могут столкнуться только на войне, так Ким и Крис – никогда бы не встретились при других обстоятельствах. Их отношения заранее предрешены, и как бы Ким и другие девушки не стремились выбраться из Сайгона (читай ада), авторы мюзикла не дают им ни единого шанса. Девятихвостый лис, злой рок Ким, следует за ней по пятам, предрешая трагический финал. Здесь можно было бы полушутя заметить, что «история любви» еще одного персонажа – Инженера, мечтающего «соединиться» с американской визой, чтобы сбежать из страны,  также обречена, как любовь Ким и Криса. В образе Инженера предстает еще одна трагедия спектакля – разрушенные мечты, пусть и исполненные с веселой, но горечью. Инженеру никогда не выбраться, но он, как птица феникс – с завидным постоянством воскресает и продолжает надеяться и пытаться найти пути отъезда в США. Возможность прожить достойную жизнь появляется лишь у следующего поколения – Буй-Дой, детей, родившихся от американских солдат у вьетнамских девушек.  Поиском таких детей занимается после войны Джон, армейский друг главного героя. Так, после трагических событий, Крис, уже будучи женат узнает о том, что у него есть сын. Здесь мы подходим к одной из самых драматичных сцен в мюзикле – разговору между Крисом и его женой Эллен, в которой главный герой делает свой выбор.

«Мисс Сайгон» открыл петербургскому зрителю новые имена, так в роли Ким впервые на сцену Музкомедии вышла Алия Агадилова, прекрасно исполнившая роль юной влюбленной девушки в первом акте и решительной молодой женщины, которая сделает всё для своего ребенка, во втором. Роман Дряблов, воплотивший образ Джона, лучшего друга Криса, готов прийти на помощь в любую минуту, не теряя тем не менее здравого смысла и благородства. Расул Усманов выступил в роли Туи, Алиса Кокова в роли красотки ДжиДжи (Наталия Диевская в другом составе), и Марат Абрахимов в роли Инженера. Отдельно хотелось бы выделить Марата в роли владельца клуба «Dreamland», артист идеально воплотил задуманного персонажа, он находится на своём месте, и, пожалуй, что это один из тех случаев, про которые можно сказать, что это стопроцентное попадание в роль.

 

 

Кроме новых актерских имен, в постановке принимают участие несколько артистов, прекрасно знакомых зрителю по предыдущим мюзиклам театра: Игорь Кроль в роли Криса и Елена Газаева в роли Эллен. Для Игоря это первая главная роль в мюзикле в основном касте. Пожалуй, что внешне навряд ли можно найти более подходящего американца, в дуэтах с Алией Агадиловой, артист выступает в роли наставника на сцене и по сюжету, он вполне уверенно чувствует себя в сценарных обстоятельствах. Для Елены Газаевой роль Эллен – не типична. Предлагаемые условия для героини – американской жены Криса, раскрывают Елену как артистку с новой стороны. Эллен любит Криса и, как бы ей не было от этого горько, принимает тот факт, что часть его души всегда будет принадлежать Ким. В спектакле у этого персонажа не так много сцен, но Елене Газаевой удается передать чувства своей героини, ведь ее любовь и правда лечит героя Игоря Кроля от «вьетнамского синдрома».

Мюзикл «Мисс Сайгон» — спектакль, где идея больше, чем звучавшие арии, артисты, исполняющие роли, или оркестровые аранжировки. Массовые сцены в спектакле играют гораздо большую роль, чем сольные и дуэтные. Сильнейшее впечатление оставляют о себе сцены в борделе, в посольстве и трущобах: эта реальность более правдоподобна, чем мимолетное увлечение американского солдата маленькой девочкой, с его стороны основанное, скорее больше на жалости, чем искреннем и глубоком чувстве. На глобальную, но не на частную историю работает всё: свет, звук, артисты, музыканты и постановочная часть. Люди, как и персонажи, не так важны, как то, что стремится нам донести это произведение.

 

С каждой премьерой, прошедшей после «Бала Вампиров», возникает вопрос: а будет ли проект иметь такой же оглушительный успех? И, как правило, премьерные показы определяют судьбу мюзикла. Что касается «Мисс Сайгон», то смею предположить, что спектакль подает большие надежды на то, чтобы стать главной театральной премьерой сезона 2020-2021, но остается только предполагать, насколько зрители, погруженные в проблемы, так щедро привнесенные этим годом в жизнь каждого человека, захотят повторно прийти на постановку, где история выворачивает наизнанку и буквально каждая мизансцена заставляет мысленно делать тяжелый выбор: как поступить на месте Криса, Ким, Эллен или Инженера? «Мисс Сайгон» показывает нам, что мюзикл может олицетворять натянутый до предела нерв современного общества, а не только выступать в качестве красивой картинки на вечер для приятного времяпрепровождения. Любовь, предательство, самопожертвование, война, милосердие, корысть – вечные темы, тесно связанные в мюзикле между собой. Высокая их концентрация в каждом действии порой не дает зрителю прийти в себя, как будто прогибая с вопросом «Выдержишь?». Три часа в театре – это вершина айсберга, основная работа будет идти внутри у каждого уже по прошествии пары дней, переваривая поднятые темы и раскладывая по полочкам версию со своими ответами на поднятые авторами и режиссером вопросами.

Яна Квятковская специально для Musecube

Использованы фотографии Марии Ковалевой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.