«Моцарт и Сальери» в АнненкирхеАнненкирхе – место таинственное и загадочное. Проходя мимо здания, органично вписанного в архитектуру города, едва ли можно предположить, что скрывается за бело-зеленым фасадом на Кирочной улице. Лютеранская церковь Святой Анны за всю историю своего существования, помимо своего прямого назначения, успела побывать кинотеатром и рок-клубом. Тот вид, в котором мы можем наблюдать церковь сейчас, здание приобрело в 2002 году, когда случился пожар. После более шести лет простоя зданием заинтересовались творческие люди города. Сейчас, помимо богослужений, в церкви также проходят выставки, арт-перфомансы, концерты и театральные постановки. Обгоревшие стены решили не трогать – законсервировать как есть, и не прогадали. Сейчас это одно из самых любопытных и посещаемых мест в Петербурге.

 

19 октября в здании Анненкирхе прошла постановка оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Сюжет одноактной камерной оперы строится на известном мифе об отравлении Моцарта его якобы завистником Сальери. Написанная Пушкиным в 1832 году история обрела популярность, и уже позже, в конце 19-го века получила своё музыкальное оформление. Сюжет оперы сосредоточен на противостоянии двух типов творческих людей: самобытного гения (Моцарта) и расчетливого рационалиста (Сальери). Придворный капельмейстер полон снедаемой его черной зависти к Моцарту, которому так легко удаётся писать музыку. Это вынуждает Сальери пойти на крайние меры и отравить юного гения, который так мешает ему. Доподлинно известно, что при жизни Сальери был гораздо более успешен и известен как в Вене, где он жил и работал, так и за её пределами. Моцарт же, напротив, в большей степени из-за своего своенравного характера и революционной по тем временам музыки, был в числе аутсайдеров. Немыслимая популярность и невероятное признание пришло к Вольфгангу уже после смерти, тогда как музыка Сальери сегодня крайне редко исполняется.

 

В октябре во второй раз с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» по «маленьким трагедиям» А.С. Пушкина перед слушателями выступили солисты Санкт-Петербургской Консерватории, лауреаты международных конкурсов и Молодёжного оркестра артистов Санкт-Петербурга. Особую атмосферу вместе с антуражем обгоревших залов, создавали с помощью проекций живой графики и художественного света. Атмосферно – пожалуй, что это самое точное слово, которым можно описать оперу в Анненкирхе, но вместе с тем и самое бедное по эмоциональному окрасу. Погруженный в полумрак зал, затаившиеся зрители и темный, мрачный, зловещий Сальери, словно коршун нависающий над светлым и беззаботным Моцартом. Каждую минуту полуторачасового действия на сцене ощущалось, как отчитываются последние минуты жизни великого композитора, как гложет Антонио то, что он собирается сделать, и как он бессилен что-либо изменить. Рок, нависший над двумя музыкантами играет с ними, конец неминуем – один падет жертвой, другой станет оружием, от руки которого навсегда закроются глаза великого композитора. Накал страстей, несомненно, усиливающийся экспрессивной игрой оркестра заставляет полностью на время спектакля отречься от своих дел и раствориться в атмосфере сладкого смертельного безумия под демонические пляски света на обгоревших стенах. Странно было возвращаться в XXI век с его проблемами после просмотра оперы. Пожалуй, что это самое главное, когда постановка заставляет настолько выпасть из реальности, что приходить в себя после нее нужно ещё некоторое время.

 

Яна Квятковская специально для Musecube

Фотоотчет Елены Карповой смотрите здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.