Мой дедушка был вишней: сибирско-итальянская погода

На «Мой дедушка был вишней» Омского театра драмы я шла с некоторой долей скепсиса и завышенных ожиданий — очень уж чудесная и трогательная история Анджелы Нанетти положена в основу спектакля режиссера Арины Гулимовой. Постановка стала ее дипломной работой в РГИСИ (2022), но была номинирована на «Золотую маску» (2022-2023) и уже нынешним летом (2024) была показана в рамках основной программы I Всероссийского театрального фестиваля «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе… Эмоциональные качели присутствовали еще до входа в театр!

Однако с первых же секунд спектакля черно-белые кадры с незнакомыми (пока) людьми настроили на благодушие и трепет: занятые в проекте артисты делились своими детскими воспоминаниями о бабушках и дедушках — о печи, о блинах, о струйке сахара из огромного мешка, о… Они, взрослые, на мгновения снова становились детьми! Взрослые в зале тоже нащупали «мостик в прошлое»: это сейчас в театре так модны видеопроекции на любой вертикальной поверхности, лет 40 назад белая простыня на двери означала показ диафильмов!

Арина Гулимова выступила также автором инсценировки и бережно сохранила всю возможную и невозможную теплоту повести, где итальянский мальчишка Тонино (от его лица и ведется повествование) тоже вспоминает свое счастливое детство.

Степан Дворянкин (он играет в очередь с Леонидом Калмыковым) совершенно не вызывал внутреннего протеста: он очень круто отыграл довольно сложный симбиоз маленького ребенка, выросшего ребенка и автора, перестраиваясь с одного текста на другие в том числе интонационно (юные зрители не могли не оценить этого).

В своем беззаботном детстве (без писаных законов и с возможностью нарушать различные правила) Тонино теряет самых любимых и близких к нему деревенских бабушку и дедушку (городские бабушка и дедушка живут рядом, буквально этажом выше). Художники-сценографы Булат Ибрагимов и Елизавета Мирошникова создали очень камерное пространство, которое растет вместе с главным героем, сохраняя самое важное — вишневое дерево Феличе, что было посажено в честь рождения мамы мальчика ее отцом. Это театральное пространство по-взрослому эргономично и многомерно и по-детски наивно и вдохновляюще.

Работа художника по костюмам (Елизавета Мирошникова) сорвала аплодисменты в тот же момент, когда зал осознал грациозное перевоплощение бабушки Теодолинды в гусыню Альфонсину.

Алина Егошина / Мария Токарева, Руслан Шапорин / Егор Уланов, Ирина Герасимова, Татьяна Филоненко, Николай Михалевский, Михаил Окунев — те взрослые, что создают погоду в доме, помогают главному герою расти, взрослеть и переживать первые серьезные утраты и потрясения (неполные 1,5 часа спектакля включают в себя не только две смерти, один развод и рождение сестры).

Спектакль полон отличных режиссерских и актерских ходов — он действительно получился интересным, понятным, важным и тем, кто только пошел в школу, и тем, кто уже отводит туда своих внуков…

…Наверняка после поклона у многих созрел план действий: вытереть слезы, позвонить любимым родственникам и… организовать семейную фотосессию.

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Ольги Кузякиной находится здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.