«Москва, Черёмушки»: решение жилищного кризиса прошлого

Фото Елены Лапиной

Продолжается восьмой Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» (проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив). 17 октября Чувашский театр оперы и балета на сцене московской «Геликон-оперы» представил единственную оперетту Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки» в постановке Дмитрия Отяковского, победителя конкурса молодых оперных режиссёров в Мариинском театре (2016).

Действие спектакля начинается в Москве 2070-го года, где в Службе корректировки временных аномалий работают некоторые из героев. В эту вступительную часть оперетты лаконично вписаны некоторые арии (в основном сольные), среди которых и знаменитая ария Лидочки «Я в школу когда-то ходила», азартно и динамично исполненная Маргаритой Финогентовой. В дальнейшем группа агентов выслушивает инструктаж от полковника Барабашкина и на специальной машине времени отправляется в Москву 1960-х годов с целью решения жилищного кризиса в Черёмушках. Каждый агент получает новые имя и фамилию, и теперь должен плавно влиться в сообщество жильцов. Тут и начинается основной конфликт из изначального сюжета оперетты, связанный с фиктивной документацией на две квартиры и выдачей ключей новосёлам.

Наверняка заядлым театралам всегда интересно наблюдать за оперными певцами с поставленным академическим вокалом, справляющимися с разговорными драматическими сценами в опереттах. У кого-то это получается лучше, у кого-то – чуть хуже, но всегда заметны старания! Так и в оперетте «Москва, Черёмушки» видна колоссальная работа режиссёра с исполнителями, а также чёткое мизансценирование, работающее на пластическое решение образов.

Одним из ярчайших персонажей стала Вава в исполнении Елены Соколовой. Героиня поёт крайне мало, однако у неё есть всё для того, чтобы раскрыться как характерная актриса в этой стервозной роли. Елена Соколова смогла передать все краски корыстной Вавы, которая для собственного благополучия готова жертвовать другими судьбами.

Больше всего аплодисментов досталось Владимиру Ашмарину за роль управдома Барабашкина. Артист сумел ярко отыграть характер вредной управленческой единицы, которая думает, что почти всё на свете зависит только от неё.

Художник-постановщик Оганес Айрапетян создал достаточно простое сценическое пространство. Действие в службе корректировки временных аномалий происходит на чёрном фоне с множеством кубов, на которых сидят работники организации, а Москва 1960-х – это объёмная прямоугольная фигура-конструкция (прозрачная, условная и вращающаяся) нескольких квартир в Черёмушках.

Решение с переносом части действия оперетты в 2070-е годы можно назвать современным, однако оно нисколько не мешает общему зрительскому восприятию. Скорее это помогает дополнительно развлечь публику, пришедшую посмотреть оперетту Шостаковича, которая уже успела приобрести статус классической. К тому же перенос действия играет на руку юмористическому началу второго акта.

В конце первого действия Барабашкин, словно конферансье, приглашает зрителей пройти на голосование в фойе. Всем нужно ответить на вопрос: «Вы одобряете режиссёрские интерпретации классических произведений?» Необходимо поставить галочку за ответ «Да» или «Нет» и закинуть бюллетень в урну. В начале второго действия Барабашкин одобрительно заявляет, что все единогласно проголосовали против режиссёрских интерпретаций, и спектакль продолжится в классической версии.

Итак, начинаем… На сцену в древнерусских костюмах выходят Лидочка и Борис с арией «Бью челом тебе, красна девица»… Таким образом режиссёр мастерски обыгрывает и стилизованное под старинные оперы музыкальное сочинение композитора, и в то же время продолжает развлекательную тему с путешествием во времени. Хорошая шутка над тем, что всё должно претерпевать хоть какие-то изменения!

Многие музыковеды отмечают, что партитура Шостаковича наделена не только оперетточным, но и оперным, и даже мюзикловым звучанием. Труппа Чувашского театра оперы и балета успешно справилась с этим ярким музыкальным произведением Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Классическую оперетту можно ставить и с радикальным переосмыслением либретто, но не стоит забывать и о первоначальных сюжетах. Дмитрий Отяковский сумел пройтись по тонкому лезвию, сохранив классическое начало и добавив развлекательной составляющей, которая необходима для привлечения современной публики. Подобный баланс заслуживает уважения и указывает на настоящий талант.

Владимир Демин специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.