«Наташина мечта»: в поисках общего измерения

«Наташина мечта»: в поисках общего измерения
Использовано фото с сайта afisha.ru

С 26 февраля по 10 марта в Санкт-Петербурге впервые состоялись гастроли московского театра «Практика». Театр «Практика» был создан в 2005 году режиссером Эдуардом Бояковым. Гастроли организованы компанией «Афиша» и проходят на площадке Левашовского хлебозавода. Это событие не могло пройти мимо театралов Санкт-Петербурга, и субботним вечером 2 марта на спектакле «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович  зал был полон.

Левашовский хлебозавод — памятник архитектуры, а с недавних пор — культурно-деловое пространство. Сцена расположена в Творческой котельной хлебозавода, что напомнило особенную атмосферу спектаклей «Наш класс» и «Ничего. Нихил» театра Fulcro в помещении пивоваренного завода «Степан Разин» (к сожалению, уже два года их там нет).

Открыла спектакль интерактивная коммуникация с залом — актриса обратилась к залу с вопросами: есть ли среди зрителей Наташи? Есть ли у Наташ мечта? Оказалось, и то и другое есть, и мечта одной из Наташ такая, что ее встретили аплодисментами, многие захотели разделить эту мечту. И она не о взаимной любви, а, например, о том, чтобы стать директором музея. Потом публику попросили вспомнить себя подростками, и опять люди вспоминали не столько про несчастную первую любовь, сколько про то, что подросток ищет себя, будущую профессию, свое место в мире. «А была ли у кого-то несчастная любовь в подростковом возрасте?» — еще одна попытка актрисы вывести занудную питерскую публику на вечную тему. Да, кто-то все же поднял вверх руку к облегчению ведущей.

Режиссер постановки Марина Брусникина, она же художественный руководитель театра «Практика», «стирает границы между актрисами и публикой». Сразу после интерактива прямо из зала на сцену вышло несколько девушек, но они не сразу стали активными действующими лицами. Сначала это был моноспектакль первой героини по имени Наташа в исполнении Дарьи Ворохобко.

На сайте театра «Практика» нет прямого  указания, когда состоялась премьера спектакля. Судя по рецензиям, спектакль идет в Москве с 2018 года, и с самого начала именно Дарья исполняла роль первой героини. Актриса прекрасно справляется с ролью туповатой девочки-подростка со сложной судьбой, в ее историю легко поверить. Но есть легкий диссонанс и, возможно, он связан с тем, что эта девочка — гостья из прошлого, из 2000-х. В доцифровую эпоху девочки-гопницы ходили в спортивных костюмах и говорили «клевая девчонка», но с тех пор успело вырасти следующее поколение Наташ, которое совсем не похоже на нашу героиню.

Исповедь следующей героини, тоже девочки-подростка, но не туповатой, а, наоборот, «мисс совершенство», также исполнена безукоризненно.  И хотя, действительно, такой персонаж как «мама-психолог» не так давно стал мейнстримом,  история нарциссической Наташи как будто тоже немного не актуальна. Две главные героини в этом похожи — они хороши сами  по себе, вне контекста времени. Их интересуют какие-то очень понятные, но малосимпатичные вещи: победить соперницу, причем любой ценой, заполучить взрослого парня. Сейчас таким Наташам 30-35 лет, интересно, сбылись ли их мечты? И о чем они мечтают сейчас…

Прав был Виктор Пелевин, утверждавший, что «у подростков нет никакого общего внутреннего измерения – так же, как нет его у людей любого другого возраста. Каждый живет в своей вселенной…».  Сейчас, в 2024 году, среднестатистический подросток имеет доступ к неограниченным информационным ресурсам и знает, что такое психотерапия. При этом спектакль, кроме безупречности художественного исполнения, хорош своим особым психологизмом, очевидным призывом обратить внимание на то, о чем мечтает и чем живет подросток. Ведь неспособность к эмпатии — это то, что переходит от взрослых к детям. В отношениях с подростками мы собираем камни, которые раскидывали, пока они были детьми.

Мария Емельянова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.