«Не бойся быть счастливым» на экспериментальной сцене Театра Российской армии: тонко, трепетно, нежно

В день 80-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, на Экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера спектакля «Не бойся быть счастливым». В основу постановки легла пронзительная пьеса «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Режиссером выступил Иван Судаков. Спектакль вырос из эскиза, признанного одним из лучших в рамках лаборатории «Век Астафьева».

«Взялся за этот текст, потому что пьесы Арбузова и «шестидесятников» написаны живыми словами, не выдуманы. Историческая память становится здесь живым, осязаемым сюжетом. Это, в первую очередь, о людях на фоне исторических событий, в предлагаемых обстоятельствах. То, как люди живут, общаются, те неудобные, некрасивые, но нежные и детские ситуации, в которых не хотел и одновременно хотел бы оказаться каждый человек, здесь все настолько понятное, живое, юношеское и светлое», — говорит режиссер Иван Судаков.

Чем лучше текст, чем живее пьеса, тем сложнее режиссерская задача: не навредить, быть тем скульптором, который не лепит новое из бесформенной массы смыслов, а обтачивает камень, приближаясь к истинному содержанию. Арбузовская пьеса — если и не самое лучшее, то одно из лучших творений о любви и войне, написанных на русcком языке в двадцатом веке. Здесь к Судакову никаких ровно нареканий: все по делу. Кажется, режиссер понял главный посыл автора-шестидесятника. Это пьеса не о том, как причудливо сплетаются судьбы, а об истинной смелости, о решимости преодолевать внутренние запреты и самим менять свою судьбу. Ставка сделана на артистов, и они чрезвычайно органичны.

Карина Балашова в роли Лики очаровательна во всех трёх эпизодах. Это тот природный актерский дар, которым хочется наслаждаться и любоваться. Дмитрий Оболонков — Марат, пластичный, фактурный, манкий. Но отдельное спасибо Александру Рожковскому за идеального Леонидика. Обычно этого персонажа выводят как неудачника и «лишнего человека». Но не такой Леонидик в этом спектакле. Он наделен большим правом голоса и самим голосом: он появляется в постановке ещё в самом начале, мастер, поэт, рассказчик, как будто вся история дана от его лица — у зрителя появляется надежда, что и у Леонидика наконец все хорошо, раз это он вспоминает эту историю.

Придраться разве что можно лишь к тому, что во всех трёх эпизодах играют те же трое артистов: они неочевидно не стареют, поэтому драматизм истории считывается не так явно. Однако, возможно в этом и есть режиссерский ход: несмотря на ушедшие годы, герои все так же влюблены, все так же молоды.

Одним из самых ярких эпизодов постановки является танец Марата и Лики: эхо их собственных голосов создает ощущение полусна, несбывшейся мечты, грёзы. Это чувственно и нежно, а благодарить за эту красоту необходимо хореографа Ольгу Якименко.

К этому спектаклю почему-то хочется прибавить весомое «добротный»: он именно такой. В нем нет излишнего пафоса, нет экспериментальных кривляний, которые могли бы похоронить всю эту шестидесятую нежность, все расставлено по своим местам, как перед началом шахматной партии.

Юлия Зу специально для Musecube

Фотографии Ирины Прико можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.