Носороги из мира людей

mrMP1qroITYВсе перевернулось с ног на голову: зрители расположились прямо на сцене, а в городе внезапно случилось нашествие носорогов. 28 апреля в Театре Юного Зрителя состоялся премьерный показ спектакля по произведению Эжен Ионеско «Носороги».

Лишь только зайдя в зал, понимаешь, что предстоит посмотреть не самый обычный спектакль. Вместо привычной рассадки в креслах зрительного зала, сотрудники театра попросят пройти прямо на сцену, пространство которой обрамлено белой тканью и снаружи напоминает некое подобие шатра. Попав внутрь этого обособленного пространства, не перестаешь удивляться — внутри «шатра», большую часть свободного места занимают стулья для зрителей, расположенные в его центре. Сцены, в привычном её понимании, нет, есть только широкий подиум, идущий кругом по всему периметру данного пространства.

Заинтригованные зрители еще только рассаживаются по местам, а актеры уже расположились на сцене. Они абсолютно неподвижны, будто бы тихонько наблюдают за пришедшими к ним гостями. Двое молодых людей и две девушки сидят с закрытыми глазами, ещё пятеро лежат на жёстких черных кроватях и накрыты белыми простынями.

Декорации очень просты: фон, простая мебель (кровати, стулья, столы), старенький радиоприёмник, синтезатор, посуда. Основные цвета спектакля — это черный и белый. Именно в этих цветах исполнен реквизит и костюмы героев. И всего лишь несколько раз за действие проявляются другие цвета.

«Носороги» идут на протяжении двух часов без антракта. Перед началом спектакля, зрителей предупреждают о невозможности покинуть зал до самого его конца. Кого-то это может немного насторожить или удивить, но с началом спектакля, становится очевидно, что в данном случае это абсолютная необходимость, а не прихоть организаторов: решивший покинуть зал, не сможет выйти незамеченным, ведь ему придётся пройти через сцену, нарушив таинство действия и, попросту мешая как актерам, так и другим зрителям.

LjVJiBJyfa8На несколько мгновений гаснет свет, актёры на сцене «оживают». Вместе с ними оживает и молчавший до этого момента радиоприёмник. Голос, доносящейся из него, предлагает порассуждать на философские темы. О том, что наше время подарило нам слои. Какие слои? — Слои опыта, чувств, эмоций, страхов, сомнений, любовных мук, потерь и находок. Все то, накопленное, что наработано тысячелетиями человечеством. Мы осознаём масштаб накопленного, но не действуем на него прямо…

Пока зрители пытаются осмыслить предложенную в качестве пролога мысль, происходит очередная неожиданность: пол под стульями приходит в движение и разворачивает их на 180 градусов, к другой части сцены.

Немного о самом сюжете: в провинциальном городке внезапно появляется носорог. Он носится по улицам, пугая жителей и круша все на своём пути. Откуда же он взялся? Этим вопросом задаются все, в том числе и посетители кафе.

Может быть, носорог сбежал из зоологического сада? — Но в городе нет зоологического сада, так как все его обитатели погибли от чумы. Из цирка? — Но и его давно закрыли. Одна версия отметается вслед за другой. А через какое-то время появляется ещё один носорог. И по заверению очевидцев, это другой носорог, так как у него всего один рог в отличие от первого животного. Все эти события взбудоражили общество. Один из посетителей кафе Жан, чрезвычайно взволнован и возмущён тем, что по городу преспокойно разгуливает дикое животное. Он пытается найти поддержку в лице своего друга Беранже, но тому абсолютно все равно, так как он мучается от похмелья и отвечает на эмоциональные реплики Жана только ради того, чтобы его оставили в покое. Постепенно разгадка появления носорогов оказывается ясна — ими стали сами горожане, и таких превращений становится все больше и больше с каждым часом.

Среди носорогов каждый может узнать своего знакомого, родственника или коллегу. Многие превращаются добровольно, слепо следуя новой моде или внезапно разглядев в реве, внешнем виде и поведении животных, подлинную красоту. Но не все хотят быть носорогами. Беранже, совершенно не являющийся героической личностью, в конце концов остается одним Человеком среди ревущих и бесящихся животных. Ему удается сохранить себя, несмотря на большое количество внутренних пороков и противоречий и несмотря на уговоры и призывы его бывших друзей…

«Носороги» — серьезный и злободневный спектакль, несмотря на кажущуюся внешнюю абсурдность. Каждая сцена призвана не только удивить, напугать или же рассмешить зрителя, но и заставить его почувствовать, задуматься о том, что подобное можно встретить в нашей повседневности. И конечно же, честно ответить себе на вопрос «а не превращаюсь ли я в носорога?».

Природа силы, внезапно охватившей людей и увлекшая их за собой, может быть до конца неясна. А человек удивительным образом способен привыкать и приспосабливаться даже к самым безумным вещам. Люди, стараясь подчеркнуть свою демократичность и современность, готовы назвать черное белым. Но во всем нужна мера, и в таких вещах, как демократичность и толерантность особенно.

Подмена моральных ценностей в нашу эпоху актуальна как никогда. То, что еще вчера казалось неприемлемым, сегодня уже не вызывает негодования. К сожалению, только единицы, подобно Беранже, способны увидеть происходящее таким, как оно есть на самом деле, ужаснувшись его уродливости и деструктивности.

GKCofKueX9MСпектакль смотрится на одном дыхании. Помимо захватывающего сюжета самой пьесы, невероятно интересно наблюдать за тем, как те или иные сцены воплощены в жизнь. Одной из самых зрелищных сцен является оносороживание Беранже, как с ходом его внутренней трансформации преображается его внешность и вот, на лбу сперва появляется шишка, а затем и полноценный рог. Кожа становится грубой и меняет свой цвет. Отчетливо видишь, как звериное вытесняет остатки человеческого. И вот, перед нами очередной носорог!

Огромные маски, тени, костюмы, звуки, заставляющие поверить в то, что где-то рядом на самом деле резвится стадо огромных носорогов, и, главное, блестящая игра актеров — все это вместе создает атмосферу полного присутствия в реальности, предложенной авторами спектакля Николаем Рощиным и Андреем Калининым. Выходя из пространства, в котором разворачивалось действие «Носорогов», как будто совершаешь путешествие между мирами. Не сразу получается переключиться на привычную действительность. Кажется, что пережитое было сном, грустным абстрактным сном о потери идеалов. Но после этого сна начинаешь острее вглядываться в собственный внутренний мир.

Екатерина Горчакова, специально для musecube
В репортаже использованы фотографии, предоставленные Театром Юных Зрителей


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.