Петь без слуха и голоса: о прошедшей читке пьесы «Вадик поет свою музыку»

Петь без слуха и голоса: о прошедшей читке пьесы «Вадик поет свою музыку»
Фото Екатерины Таланиной

Петербург, как известно, славится приятным разнообразием культурных мероприятий на любой вкус. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства сделал всем поклонникам сценического искусства невероятный подарок – однодневный марафон «Весь день – театр», прошедший 4 июня. Программа мероприятия в этом году оказалась весьма разнообразной: тут вам и экскурсия, и творческая встреча, и непосредственно спектакль, и лекция, и даже концерт. Тем же, кто в мире театра в первую очередь ценит драматургию, было интересно посетить читку пьесы петербургского драматурга Полины Коротыч с интригующим названием «Вадик поет свою музыку». Воплотил в жизнь этот достаточно нашумевший и отмеченный в профессиональном сообществе текст режиссер Кирилл Люкевич.

Формат читки, безусловно, интересен сам по себе: это нечто среднее между отлаженной репетицией (разве что без разного рода режиссерских указаний, замечаний, поправок) и непосредственно самим спектаклем. Здесь есть уникальная возможность  максимально сконцентрироваться на тексте и оценить, как пьеса воплощается актерами. Действие уступает слову, чтобы по-иному расставились акценты, особенно остро обнажились те или иные смыслы. Такой опыт, как показывает практика, оказывается весьма полезным и любопытным.

Кирилл Люкевич предлагает здесь достаточно оригинальное решение для читки – расположить актеров и зрителей на черной лестнице музея. В тесноте, да не в обиде, как говорится. Кроме того, в этом скрыта концепция: как будто  в подъезде  мы все тут сидим-тусуемся, словно беззаботные тинейджеры. Ведь пьеса «Вадик поет свою музыку» предназначена в первую очередь для детей и подростков, да и действие начинается как раз «в падике» – все совпадает идеально! Сюжет небанален и максимально приближен к актуальной повестке дня: младшеклассник Вадик  хочет петь свою музыку (что бы это ни означало!) и заодно мечтает создать свой город вместе с котом, синицей и девочкой Светой. Но при такой манящей простоте этого нехитрого замысла внезапно все идет совершенно не по плану. Плюс локальный апокалипсис в виде кометы любви, поэтому только на маму и ее особую силу остается последняя надежда. Тем не менее, заканчивается все в этой увлекательной истории не просто хорошо, а очень даже замечательно, и «друзья всегда друг друга находят». Опускается воображаемый занавес.

Говоря о режиссерской интерпретации пьесы Полины Коротыч в рамках читки, стоит отметить, что Кирилл Люкевич проделал свою часть работы на совесть, нет  никаких вопросов и к задействованным здесь артистам. Главное смущение, пожалуй, вызывает сам текст: за внешней оболочкой формально актуальных смыслов на злобу дня скрывается разочаровывающая претенциозная пустота. Желание наполнить сюжет понятным молодому поколению контекстом (так, синица становится модным популярным блогером в известной соцсети и пытается соперничать с признанной звездой You Tube) оборачивается четким ощущением  расчетливо продуманного конъюнктурного шага. Действительно важные и серьезные темы любви, дружбы, поиска себя запрятаны здесь слишком глубоко, и в  густом обрамлении простых нехитрых рифм найти их достаточно сложно. Вадик поет свою музыку, но, судя по всему, у него нет ни слуха, ни голоса.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.