Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка.
Ф. М. Достоевский
Театр «Модерн» – это место где задают очень серьезные вопросы зрителю.
Где грань между служением человечеству и себе, можно ли жертвовать благами отдельных людей, чтобы сделать счастливым весь мир? Как сделать, чтобы служение великой идее не превратило тебя в чудовище? Этот вопрос объединяет все части великолепного цикла спектаклей «Антихрист и Христос». Вопрос актуален, как никогда. В спектакле «Петр I» мы можем посмотреть на личность последнего царя и первого императора России, лишенную патины пафоса. Увидеть отца, которому предстоит делать сложный выбор между личным и общественным.
Часто мы рассуждаем о Петре, как о человеке, который принес в Россию революционные идеи, изменившие нашу жизнь, построившему один из величайших городов, добившемся признания страны на мировой арене. Но спектакль о том, какова цена величия, которую Петр заплатил за воплощение своих идей.
Юрий Анпилогов в роли царя – идеален, ему удалось воплотить не картонный, шаблонный образ, обычно тиражируемый повсюду, его Петр – сложная глубокая натура, многослойный, человечный, иногда слабый физически, но мощный духом и прущий к своим целям напролом.
Владислав Свиридов, исполняющий роль царевича, талантливо отразил личность простого человека со своими страхами, подверженного слабостям. Он понимает, что не соответствует статусу царя, но сделать с этим ничего не хочет и не может. Ему просто интересно проживать свою роскошную жизнь. У Мережковского царевич Алексей – это антипод Петра, образ христианской модели поведения, так как в слиянии церкви, народа и интеллигенции писатель видел будущее России. В спектакле же нет готовых ответов, каждый решит для себя, какой образ правителя ему ближе.
Меньшиков в исполнении Александра Толмачева получился тоже очень выразительным, с плутовским взглядом и ярким характером, который можно представить из исторической хроники.
Показана и любовная история Петра: сначала отношения с Анной Монс (Маина Чижевская), потом – с Катериной (Надежда Селиванова). Царевича Алексея окружают две женщины: первая – жена Шарлотта (Мария Орлова), вторая – любовница Ефросинья (Марианна Канивец). Эти женские роли – украшение спектакля.
Несмотря на то, что затронуты серьезные темы, будут и моменты комичные, позволяющие зрителю немного сбросить напряжение и улыбнуться и над европейским двором с Кенигсеком (Сергей Аронин) и Монсом (Роман Зубрилин) и над страхами русских перед заморскими диковинками.
Спектакль поставлен со всей широтой русской души: интересные декорации, отличный звук и свет, идеальное попадание в роль актеров. И, конечно, не могу не отметить гениальные костюмы от Ирэны Белоусовой – синтез огромного труда и красоты, созданный радовать зрителя. Сцена становится объемной благодаря работе постановочной группы: вы погрузитесь в атмосферу подавления бунтов, наводнений и пожаров, ярого сектантства, по-европейски подстриженных парков и даже увидите китайского дракона.
Спектакль «Петр I» – это одна из эталонных постановок «Модерна», на которую стоит сходить, чтобы понять философию театра и его режиссера Юрия Грымова. Кроме того, она побудит вас как минимум глубже нырнуть в историю, чтобы освежить подробности давних событий, как максимум – прочитать трилогию Д.С. Мережковского и произведение А.Н. Толстого «Петр Первый». А если вы пойдете с друзьями, то вас ждет увлекательная беседа после спектакля за чаем в театральном кафе. Ведь равнодушных к спектаклям Юрия Грымова нет, есть разные мнения умных людей.
Татьяна Сорочан специально для Musecube
Фотографии Татьяны Емцовой можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Петровской-Мишиной – здесьА фотографии Татьяны Вальяниной – здесь
Добавить комментарий