
5 и 6 июля на сцене Театра Эстрады происходит нечто совершенно магическое. Здесь идет музыкальный спектакль «Петя и Фолк. Тайны миров» и происходит это накануне ночи Ивана Купалы, во время которой и разворачивается действие постановки Алексея Франдетти. Мистическое совпадение, или авторы так подгадали намеренно? Хочется верить, что вмешалось само провидение, да еще и погода в Москве соответствующая – ураганы, ливни, грозы. Короче, для подобной истории как раз то, что надо!

Премьера спектакля состоялась 8 ноября 2022 года, и можно с уверенностью сказать, что до этого ничего подобного на сцене не существовало. Собственно, и сегодня спектакль остается единственным в своем роде. Задумка оказалась более чем оригинальной, а стилистика спектакля не умещалась ни в какие общепринятые жанровые рамки. Авторам удалось соединить в единое целое мифологический сюжет, этническую форму повествования, языческую мистику, хоровое пение, электронную музыку, рэп и даже кукольный театр. Назвать то, что получилось, мюзиклом, было бы слишком просто, другого названия для подобного шоу пока не придумано, но можно для разнообразия не пытаться загонять безудержную фантазию авторов, постановщиков и исполнителей в какие-либо рамки, а просто получать удовольствие от процесса.
Что же в нем так подкупает и завораживает? Попробую оформить свои впечатления от спектакля в слова.

Взяв за основу известный античный миф об Орфее и Эвридике, авторы переносят действие на некий песенный фестиваль, или молодежную тусовку, куда попадает главный герой, ищущий свой путь в музыке. Происходит все, как можно догадаться, в волшебную ночь Ивана Купалы, когда может случиться все, что угодно. Колоритный ведущий (Никита Соловьев) объявляет начало песенного «баттла», конкуренты нашего Пети (Константин Забелин и Сергей Новиков) сражаются отчаянно, но искренность песни Пети и волшебный вокал Александра Казьмина одерживают убедительную победу. Петя, до того момента рефлексирующий и сомневающийся в собственных силах, побеждает в немалой степени благодаря поддержке своей девушки и музы Вероники (Юлия Дякина).
Но победа всегда связана с испытанием медными трубами с закономерно вытекающим из этого «что имеем, не храним…». Петя слишком поздно осознает, что любимую Веронику он потерял. А чтобы ее вернуть, ему придется переместиться в волшебный мир, пройти ряд испытаний, обрести силу и веру, преодолеть боль потери и страх смерти.

Обычное дело для героя мифа, но совершенно необычный способ осуществления задуманного. Стихотворная форма либретто, которую выбрала Ника Симонова, довольно удачно добавляет действию «античности». А чтобы избавить зрителя от ненужного пафоса и подчеркнуть современность истории, этнические костюмы героев оригинально дополнены современными деталями – джинсами, кедами, бейсболками.
За сценографию и костюмы в спектакле можно особо поблагодарить художника-постановщика Анастасию Пугашкину. Ей чудесным образом удалось при полном отсутствии декораций эффектно показать перемещение героев в русалочьи воды и в мрачный подземный мир, или, например, поведать зрителям легенду о противостоянии Перуна и Велеса. Минимализм сценического пространства с лихвой восполняет языческая пестрота костюмов.

Художник-постановщик, судя по всему, переработала массу дохристианских визуальных источников, перенеся в костюмы красоту древнерусских орнаментов и умело заключив их в современные формы, чтобы сделать мифологический рассказ о любви, верности и таланте более близким молодому зрителю и в то же время напомнить о наших общих этнических корнях. А эффектное появление мифических существ, наполняющих таинственный мир, куда попадает главный герой в поисках своей возлюбленной, придает всему действию еще более сказочный антураж.
Русалки, змеи, огромные волки или крылатое существо Симург (Анастасия Миронова), языческие боги Велес и Ягиня – все эти существа направляют героя в его поисках или становятся очередным испытанием на его пути.

По словам режиссера Алексея Франдетти, хор в спектакле является таким же главным героем, как и ведущие солисты. И тут я с ним полностью согласна. Академическому хору русской песни радио «Орфей» и его главному хормейстеру Андрею Азовскому удалось блестяще справиться с совершенно несвойственной для фольклорного коллектива задачей. Композитор Андрей Зубец создал такой непередаваемый микс из этнических мотивов и современных ритмов, что хоровые партии звучат в спектакле совершенно по-новому, ярко и остро, хор действительно становится особым единым существом, цельным и мощным.

Массовые сцены, импровизированные битвы, хороводы и пляски, талантливо поставленные хореографом спектакля Андреем Глущенко, становятся изящной огранкой для главной темы любви героев, победившей все преграды, и даже саму смерть. А от (теперь уже безусловно любимой мною) темы нежного обращения любящей Вероники к своему «Орфею»: «Все мы дети, несмышленые дети, как легко нас столкнуть с пути. Орфей мой, мой вольный ветер, одиночество во плоти», у меня просто гигантские мурашки. Сказать, что это красиво – не сказать ничего. Про завораживающее исполнение Александра Казьмина у меня вообще нет слов, одни эмоции.
Вот и выходит, что понять, в чем главная тайна, мне так и не удалось. Сложно сказать, что в большей степени повлияло на мое восприятие спектакля в целом – музыка, костюмы, вокал, хор, необычность подачи или мистическая дата, но впечатление он оставил яркое и незабываемое. Признаюсь, что мне захотелось посмотреть спектакль уже во время прошедших «Выходных мюзикла», на которых были представлены его фрагменты. Вот наконец получилось. Удачно. Зрелищно. Красиво.

Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии Екатерины Червяковой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий