Пётр Первый: заглянуть за горизонт

Пётр Первый: заглянуть за горизонт
Фото Марии Ковалевой

«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
А. С. Пушкин

Где же еще можно поставить мюзикл про Петра Первого, как не в Петербурге?

В круглую дату, 350 лет со дня рождения первого русского императора Петра Великого, Театр музыкальной комедии приготовил премьеру мюзикла, где главный герой, царь Пётр, предстает перед нами именно тем многогранным и сложным человеком, который когда-то смог изменить судьбу целой страны. Охватывая почти всю жизнь императора, постановщики постарались отразить в первую очередь основные события, повлиявшие на его жизнь, что, пусть и несколько сумбурно, но вполне получилось.

Работа над мюзиклом шла около пяти лет, и если постановщик весной этого года поменялся, выпускал спектакль оперный режиссёр, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера» Юрий Александров, то автор либретто Константин Рубинский и композитор Фрэнк Уайлдхорн работали вместе с начала проекта. Для тех, кто знаком с работами композитора, а это прежде всего «Джекилл и Хайд» и «Граф Монте-Кристо», которые идут на подмостках музкомедии, построение скелета мюзикла не удивит. Можно проследить между ними некую общую линию и повторение приемов из спектакля в спектакль. Например, ария Евдокии Лопухиной и Екатерины I очень напоминают дуэт Эммы и Люси из «Джекилла и Хайда» — два сильных женских персонажа поют о любви к главному герою.

Мюзикл состоит из основных моментов жизни Петра Первого, а это более сорока лет его жизни. Искать достоверности во всех сюжетных ответвлениях здесь точно не стоит, ведь это спектакль-легенда о жизни человека, который перевернул с ног на голову привычный уклад жизни Московской Руси. Опираясь на достоверные источники, в угоду жанру, авторы добавили сюжету драмы и обострили линию отрицательных персонажей. На темную сторону переходит отвергнутая первая жена Евдокия, царевич Алексей, а также представители церкви в лице монаха Досифея.

Очень любопытно на контрасте показаны два города: Москва и Петербург. Первопрестольная для Петра – олицетворение смуты, тисков, духоты, и, напротив, новый город – это символ надежды будущего императора, недаром в спектакле есть строки «Прости меня, Москва, мне душно здесь. Другой простор на свете есть». И правда, новый город, пусть на костях, пусть через огромную жертву для жителей страны, пусть ценой невероятных затрат, но появится на карте России. Санкт-Петербургу посвящено в мюзикле две песни – одна, полная оптимизма и стремления, которую Петр исполняет в расцвете своих лет на пороге «великой стройки», и вторая, она идет как бы вне мюзикла, заканчивая спектакль – «Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург» венчает спектакль. С большой любовью к городу создатели проекта подошли к этим ариям, отдавая дань наследию Петра Великого.

Режиссер-постановщик Юрий Александров в интервью не раз говорил, что времени на то, чтобы собрать спектакль воедино у него было очень мало, то ли оправдываясь за что-то, то ли извиняясь за тот галоп, которым скачет спектакль по жизни Петра, выдавая в итоге несколько скомканный продукт: в постановке достаточно много сюжетных линий, которые не имеют своего логического развития, а порой прерываются на той же сцене, что и начались. Поскольку мюзикл построен по клиповому сценарию, а событий, которые нужно уместить в неполные три часа, — множество, складывается ощущение, что небольшие картины-клипы, из которых состоит спектакль, выглядят вполне законченными, но за счет этого страдает целостность. Вполне самостоятельные номера скрипуче нанизываются на единую нитку повествования. Автобиографические мюзиклы – не новинка для театра, здесь же шел «Чаплин», к примеру, где целостность повествования не была так смазана. В сюжетной линии много времени уделяется отношениям с Екатериной, тому, как разные события влияли на характер Петра, но внимания Меншикову, царевичу Алексею, а тем более уж старшему брату Ивану не остается вовсе. Сюжетная линия последнего обрывается в той же сцене, что и начинается – при регентстве царевны Софьи двух малолетних царевичей венчают на царство. Смена кадра – и перед нами пышущий здоровьем и энергией взрослый Петр, а куда делся брат – идём читать учебник по истории. Совсем плохо пристроенной к сюжету выглядит Северная война. Без особенных вступительных церемоний зрителю показывают Полтавскую битву. Решение с пиротехникой вполне эффектное, но как началась война, почему и зачем она была нужна не сказано в спектакле ничего.

Сюжетная арка персонажа достигает своей кульминации в период помешательства Петра. Под конец жизни он терзается от вопросов, на которые самому себе сложно дать ответ: а был ли он прав, начиная такие кардинальные преобразования, не перешел ли черту? Именно в этих сценах как нельзя лучше раскрывается актерский талант исполнителя главной роли, Ивана Ожогина. Ему не впервой играть сильных мира сего, но здесь перед нами реальная история, в которую веришь. Опустим рост, безупречные вокальные данные и фактуру артиста, которые без сомнения позволили ему сыграть Петра Великого, но вытащить из себя этот противоречивый характер и личность императора, как представляется, артисту вполне удалось.

Что касается других персонажей, то Наталии Диевской досталась роль на сопротивление. В нетипичном для себя амплуа – матери Петра Великого, царицы Натальи Нарышкиной, предстает актриса, которая обычно играет персонажей очень страстных и эффектных. Здесь мы видим заботливую мать, пытающуюся укрыть, согреть, уберечь своих маленьких сыновей от возможной гибели. Буквально заполняет зал своей энергетикой Агата Вавилова в образе царевны Софьи. И если про Наталию можно сказать, что такой мы артистку еще не видели, для Агаты органика персонажа вполне знакома. Яркая, властная, целеустремленная, энергичная Софья вызывает большую симпатию, несмотря на роль антагонистки в спектакле.  Её основной музыкальный номер – противостояние-дуэт с братом Петром один из тех, что врезается надолго в память после просмотра.

Совершенно очаровательным предстал перед нами Александр Леногов в образе Алексашки Меншникова, верного соратника Петра. Нельзя сказать, что персонаж как самостоятельная единица был раскрыт полностью, но помочь выявить больше граней в характере императора точно смог. На контрасте представляются нам две жены Петра: Евдокия (Юлия Дякина) и Екатерина (Анастасия Вишневская). И если первая наивная и простоватая, то вторая, в противовес, понимающая, страстная, отдающая всю себя отношениям. Противостоит Петру монах Досифей (Александр Суханов), олицетворяющий собой старую Московскую Русь, противник реформ, он склоняет на свою сторону бывшую жену и сына Алексея (Виталий Головкин). Стоит сказать, что каким бы ни был второстепенным персонаж, Александр умудрился наделить его такой харизмой, что ставить его игру на второй план не поворачивается рука. Отдельно хотелось бы отметить маленьких артистов. Наравне со взрослыми, дети прекрасно отыгрывают отведенные им сцены, а Александр Дьяконов – Дьяченков (Пётр в детстве) поёт арии в дуэте с Иваном Ожогиным, не заставляя того специально всё упрощать, чем могут похвастаться далеко не все его партнёрши по сцене.

Сценическое пространство заполнено диодными панелями, которые подстраиваются под текущий эпизод: нет никаких проблем за доли секунд оказаться в царских палах Москвы, переместиться на голландские верфи или отправиться в леса строить флот. Якорной декорацией в мюзикле является иностранный ботик, корабль, как символ мечты, конечной цели, появляется во многих сценах мюзикла. С него маленький Петруша начинает своей путь, на нём же Император Пётр заканчивает. Сюжет как бы закольцован, закончен. Екатерина говорит Петру: «Ты дотянулся до неба, любимый», как бы разрешая его муки, подтверждая словом, что всё в его жизни было сделано правильно.

Спектакль-легенда о жизни одного из самых противоречивых правителей России старается вместе с главным героем заглянуть за горизонт, понять сколько можно провернуть за одну человеческую жизнь. Калейдоскоп событий, пробегающих по сцене, пусть и несколько сумбурен и быстр, не мешает в общем восприятию мюзикла в том ключе, в котором его задумали авторы. Величие Петра, его вклад в историю настолько необъятен, что показать в полной мере каждую реформу не представляется возможным в трехчасовом формате. Тем не менее Пётр Первый как герой страны, герой Санкт-Петербурга в представленном образе – большой комплимент и подарок городу.  Фразу «если бы его не существовало, его следовало бы придумать», как нельзя лучше можно отнести к этому спектаклю.

Яна Квятковская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.