Покой не купишь: символ-опера «Александр Невский» в Москве

обложка

…Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцам закрывал,
И тот, кто рисковал сегодня, —
Тот всею Русью рисковал.
Константин Симонов «Ледовое побоище»

В Конституции России в её нынешнем варианте не прописана государственная идеология, как таковая. В этом есть своеобразная уникальная честность: идейное многообразие как основа единства народов имеет свой смысл. Но, как писал Генрих Гейне, «честность – прекрасная вещь, если кругом все честные, а ты один жулик». Да не сочтут мою мысль еретической, однако быть честным среди тотально жульничающих соседей – не подвиг. Но что-то героическое в этом, как водится, есть. В любом случае, соблюдая принципы и правила, важно иметь рычаги принуждения к тому же любых хитрованцев с мечами, нацелившихся использовать наш героизм против нас.

Робко, очень робко пробуждается в современной российской культуре сознание, что в отсутствие той самой законодательно прописанной идеологии груз ответственности за миропонимание и самопозиционирование нации ложится на каждого из нас лично и на деятелей искусства как носителей особой силы воздействия на умы через сердца и чувство прекрасного.

Одной из первых ласточек (или белых лебёдушек) этого осознания стала «символ-опера» Вячеслава Лопухова и Анны Снежиной «Александр Невский», выпестованная в течение предшествующих двунадесяти лет и явившаяся зрителям весной 2021 года в сакральном месте – на площади Троице-Сергиевого монастыря в Сергиевом Посаде, а нынешней осенью представленная на территории Рязанского кремля и, наконец, в Москве – в концертном зале «Измайлово», где её показ состоялся в праздничный вечер Дня Народного Единства. В постановке заняты камерный оркестр Курской области, камерный хор Рязанской филармонии и вокальное объединение «Воля». Дирижер — Сергей Проскурин, режиссер-постановщик — Тамара Данцигер-Дельсаль, музыкальный руководитель — Анжелика Маркова. Проект реализуется благотворительным фондом Проскурина при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Много важных слов, научных терминов и теософических сентенций прозвучало накануне московской премьеры на круглом столе в библиотеке Музея Русской Иконы. Основным тезисом, пожалуй, стоит назвать определённо обозначенное участниками различие в подходе к понятиям «народ» и «страна» государственных институтов, ведающих экономикой, и самого населения, живущего в России и крепко укоренённого в её истории и культуре во всей их изменчивости и одновременно циклическом постоянстве. Из народного отношения к Родине исходили и создатели символ-оперы.

Александр Невский – канонизированный святой православной веры. Такие «звания» наши предки просто так не раздавали. Новгородское вече как орган древнейшей отечественной демократии не всегда благоволило князю (он бывал даже изгнан с престола волей собрания), но его дипломатический талант и боевая мудрость сохранили Русь в непростой исторической ситуации, когда она находилась между алчными захватчиками с Запада и коварными поработителями с Востока. География диктует политику, и, вполне естественно, что положение России не передвинулось, хоть мы и заменили древнее определение «супостаты» взвешенным эвфемизом «партнёры».

Поэтому не будем дольше рассуждать об актуальности темы – она бьёт в глаза. Перейдём к самой постановке. На сцене в Измайлово – оркестр, хор, группа электронных инструментов, именно они основные действующие лица оперы: главное в ней однозначно музыка. Для пущей наглядности на заднике закреплён проекционный экран, на который выводится продуманный, ритмически выверенный и эмоционально окрашенный видеоряд: пейзажи многоликой русской природы, ордынская степь, жанровые картины быта тринадцатого века, контуры туч и силуэты птиц (воронов и соколов), и, конечно же, батальные сцены битвы на Чудском озере.

Всё это проходило бы как концерт и не стало бы живым спектаклем, будоражащим эмоции, без артистов – солистов и ансамбля, разыгравших для нас историю в лицах. Создатели постановки остроумно распорядились ограниченным пространством авансцены. Горожане, воины, князь и его присные в свой черёд сменяют друг друга, развивая сюжет: вольный Новогород жил не тужил, но вот пришли вести с запада о надвигающейся беде — и нужно решать, откупиться ли от врагов или дать им отпор – и кого поставить во главе ополчения. Протиположные мнения выражают осторожный купеческий старшина и храбрый сокольничий, но вече принимает сторону последнего, и гонец-монах отправляется к князю Александру с призывом возглавить борьбу. Тот находится в этот момент перед выбором: князь псковский Ярослав, увлечённый «латинянами», уговаривает следовать в их кильватере – но другой сотрапезник Александра, ордынец Сартак, советует обратное. Все мы знаем, какое решение принял Невский (уже носивший это прозвище в свои двадцать с небольшим лет в 1242 году; отдельные источники также называют его Храбрым). Визуальным сюрпризом для поклонников стала солидная борода на лице молодого даже по меркам Древней Руси главного героя. В предыдущей инкарнации шоу он был юным и безбородым: недаром новгородцы поют «князь наш молод и горяч»…

Дальше мы наблюдаем, как уходящий на битву князь прощается с женой, обращается к мужчинам и женщинам новгородских земель с духовным напутствием и руководит сражением. Очень трогательным стал момент, когда приуставшие воины склоняются под тяжестью ратного труда, а женщины, оставшиеся дома в молитвах об одолении врага, как бы незримо являются своим мужьям и мановениями рук поднимают их продолжать борьбу.

И, конечно, прежде чем отпраздновать победу, мы все вместе поминаем павших ратников: песня о стае лебедей над полем брани перекликается с «Журавлями» Великой Отечественной по настроению и символизму.

Как говорится, спасибо всем, кто дочитал до этого места, а теперь перейдём к главному. Музыка, тексты и голоса исполнителей. Никакой актуальностью не спасти произведение, если оно не привлекает публику красотой своих системных компонентов. Тексты, написанные в соавторстве самим композитором и его дочерью, не шибко сложны поэтически, зато максимально наполнены смыслом. Их хочется перечитать, потому что в потоке происходящих на сцене событий всего не уловишь. С разбегу записалось в блокнот: «Немец скупой – сказано, сделано – купим покой, сядем за стенами!» (припев выгодоприобретателей) и ещё немало образных строк, которые работают в цельном тексте, а тут их приводить нет резона. По канонам символ-оперы значимые строки повторяются неоднократно, но благодаря эмоциональной наполненности музыки это не воспринимается навязчивым.

Музыка удивила (всё-таки большинство из нас, вероятно, впервые слышат фамилию композитора) и порадовала силой, выразительностью, внутренней драматургией и особенной народностью, которая проникает в душу, не прибегая к приёмам «попсы». Пожалуй, подобное звучание – духовно-душевное – до сей поры было свойственно в мире русского мюзикла только «КарамазоВЫм». А вот псам-рыцарям отведён в партитуре именно попсовый трек, диссонансом врывающийся в напевность остальных мелодий. В ходе круглого стола обсуждался проект записи студийной аудиоверсии «Александра Невского» — всеми конечностями я голосую за эту идею. Здесь тот случай, когда видеоряд не превалирует, а живописно дополняет самодостаточную музыкальную часть.

Разумеется, в этой записи целевая аудитория желала бы услышать своих любимцев, доказавших, что они не зря являются популярными актёрами-вокалистами мюзиклового жанра. Александра Невского превосходно спел и сыграл Денис Котельников, ведущий солист Московского Театра Мюзикла, Ярослава – Стас Беляев, известный меломанам, в частности, по недавно завершившемуся прокату уникальной постановки мюзикла «Шахматы». Прекрасные девушки: роль княгини исполнила Анастасия Цветаева, арию Матери-земли – Софья Букова. В остальных ролях: ордынец – Илмарт Абдуллин, купец – Данил Хайрутдинов, калика – Евгений Градусов, инок – Иван Мамиконов, сокольничий – Александр Недомолкин, скоморохи – Альберт Горбачев и Диана Хатамова. Горожане, воины, крестоносцы – выпускники РАТИ-ГИТИС (курс Валерия Гаркалина, кафедра Саунд-драмы).

Подведу черту: идти на символ-оперу «Александр Невский» стоит всем, независимо от возраста, вероисповедания и даже политической позиции. Сказано: «у Бога все живы» — так что и по сей день где-то в глубинах веков, как в наши дни, «война и мир, борьба идей, их логика и связь» влияют на жизнь каждого – а значит, на человечество в целом.

Хочется завершить рассказ строками «Баллады о времени» Владимира Высоцкого:

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки — из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром —
В прошлом, будущем и настоящем!

Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Марии Гордиенко можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.