Прекрасное далеко

1010Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, оказались в последние выходные весны зрители Большого театра кукол: 31 мая и 1 июня на Малой сцене театра прошла премьера спектакля «Далеко-далеко» по мотивам сказок братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена. Режиссер Анна Иванова-Брашинская обратилась к грустной истории о прекрасных заколдованных принцах и их любимой сестрице, чьи образы сохранились в сказках «Дикие лебеди» и «Шесть лебедей», и создала спектакль, которому предначертано постоянно получать щедрые порции зрительской любви. Дело в том, что разнообразные постановки Мастерской Руслана Кудашова, полным составом вошедшей в труппу БТК, уже давно собирают полные залы и оправдывают ожидания даже самых придирчивых критиков, поэтому новый спектакль не стал исключением.

«Далеко-далеко» стилистически выдержан в лучших традициях Мастерской и посредством визуально-пластического театра предлагает вновь обратиться к теме всепоглощающей любви, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Несмотря на некоторую детскость материала, спектакль адресует свое послание в первую очередь взрослым зрителям, так как драматургия в нем исключительно Андерсена, а она, как мы знаем, сложна и многогранна. Сюжеты лебединых сказок похожи друг на друга, поэтому режиссер сочла возможным вывести некоторую единую фабулу. Одиннадцать заколдованных принцев Андерсена сократились до шести из истории братьев Гримм, любящий король-отец (Дмитрий Чупахин) и злая мачеха-колдунья (Мария Батрасова), фигурирующие в обеих сказках, сохранились, как, разумеется, и главная героиня – принцесса Элиза (Василиса Ручимская), сестра братьев. Главный акцент спектакля направлен на страшную семейную трагедию, рассказывающую о могуществе родственной любви и силе духа, поэтому за рамками осталась линия любви Элизы и прекрасного молодого короля.

1016В «Далеко-далеко» задействованы Мария Батрасова, Екатерина Белевич, Анатолий Гущин, Михаил Ложкин, Денис Казачук, Виктория Короткова, Иван Солнцев, Василиса Ручимская, Алесь Снопковский, Дмитрий Чупахин, Ренат Шавалиев, то есть все те, кто на протяжении последних нескольких лет бережно и умело создавал новый репертуар театра. Любой спектакль в БТК удивляет необычайно свободной фантазией создателей. Каждый раз открываешь для себя столько находок, столько необычных способов связи между актером и куклой, что невольно оказываешься далеко за границами традиционного кукольного спектакля, поскольку этот театр легко оперирует неожиданными пластическими и визуальными образами. Зрители, ориентированные на страшную сказку, были обескуражены веселым, почти скоморошьим началом. Сцена любви и семейной жизни короля и королевы, предшествующая основному действию, решена с такой нежностью, что тоже хочется стать выше и дотянуться до облаков, как сделала венценосная чета. Чувство юмора и вкус режиссера проявляется и в условной сцене рождения детей: молодые и любящие родители играют в ладушки, хлоп! – и появляется маленькая рубашечка, это мальчик! Еще пять хлопков – и еще пять братьев, а с последним ударом по ладошкам рождается девочка, Элиза. Так просто, наивно и одновременно невероятно точно, как все, что происходит по взаимному согласию и любви.

Для каждой сцены спектакля продумана своя тектоника движения и пластическая композиция, и во многом это заслуга немецкого хореографа Улле Гайгес, создавшей точную и пронзительную хореографию, переведя сказочную историю на уровень драмы. В некоторые моменты актеры передают кульминацию и колоссальное напряжение, находясь почти в состоянии статики. К примеру, колдовство, которое совершает героиня Марии Батрасовой, доведено до вершин своего устрашающего магнетизма эталонной памятью физических действий, а высокомерие и презрение злой мачехи выражаются протянутой для приветствия рукой. Пластика, в которой существуют взрослые актеры, исполняющие роль сначала юных принцев, а потом изгнанных лебедей, заслуживает отдельного обсуждения, настолько органична она в данном контексте. В некотором роде, спектакль «Далеко-далеко» – это возвращение к тому, что было найдено раньше в «Екклесиасте» и «Polverone», но в еще более серьезном настроении и умелом исполнении. То, что видят зрители в лебединой сказке, настолько смешно, насколько трогательно и грустно. Наверное, нельзя вернее поймать характер сказки Андерсена и придать ему еще более филигранную сценическую форму. «Далеко-далеко» уносит зрителей в какое-то фантастическое пространство, где все почти как в настоящей жизни, те же страдания и муки, вот только приводят они всегда к прекрасному финалу.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Большого театра кукол


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.