
Зачем разлучница-судьба —
Всегда любви помеха?
И почему любовь — раба
Достатка и успеха?
Роберт Бёрнс
Жанр мюзикла в России – как много в этой фразе! Первые ласточки телеводевилей, воспаривший из задушевности бардовской песни эпохальный «Норд-Ост», зарубежные франшизы на сценах Оперетты и МДМ и череда оригинальных творений Театра мюзикла – все они подготовили почву для появления множества проектов, больших и малых, как поражающих спецэффектами, так и обходящихся лаконичным набором изобразительных средств, на все вкусы и кошельки.
В завершающемся театральном сезоне эпицентр мюзикловой жизни, пожалуй, дрейфовал в сторону Петербурга, московские же «гиганты индустрии» взяли некоторую паузу в стремлении к творческим пикам. На этом фоне ярко выделяются премьеры компактных по формату, но смелых и с ходу любимых зрителями проектов Нины Чусовой («Девчата» на Плющихе), Александра Рагулина («Последний Романовъ»), Дениса Белякова и Полины Нахимовской («Тик-так»), Максима Сапрыкина («Смертельное влечение»).

Теперь к этому списку присоединяется мюзикл «Привет, я тётя Чарли!», премьера которого состоялась в мае на сцене Конгресс-холла на проспекте Вернадского. Команда создателей спектакля лишний раз доказывает, что «энтузиаст» — не то же самое, что «любитель». Продюсер Полина Каменева собрала профессионалов, которые в рекордно короткие сроки совершили если не чудо, то локальную сенсацию точно. Режиссёром проекта стал Олег Анищенко из «Театра на Юго-Западе», а среди актёров мы увидели как легендарных звёзд русского мюзикла (Оксана Костецкая, Андрей Богданов), так и недавних ярких выпускников театральных вузов (Мария Паротикова, Надежда Астахова, Станислав Баксараев, Илья Михайлов и другие). Также театралы и телезрители с радостью узнают Татьяну Солнцеву, Константина Курочкина и Евгения Сыркина. Незабываемый образ «тапёра» (дворецкого) Брассета создал Алексей Степанов.
Главную роль играет известный артист московских мюзиклов Вадим Мичман («Монте-Кристо», «Звуки музыки», «Мамма Мия», «Ничего не бойся, я с тобой»). Сюжет, как и в оригинальной пьесе Брендона Томаса, строится вокруг незадачливого простака, оказавшегося в центре чужой интриги и вынужденного в связи с этим большую часть времени пребывать в женском образе. Разумеется, мало кто не видел знаменитый телефильм «Здравствуйте, я ваша тётя» с Александром Калягиным, так что перипетии судьбы Чарли Смита (так зовут героя мюзикла) в общем и целом вам окажутся знакомы.

Основное отличие от первоисточника заключается в том, что креативная сила авторов новой постановки поместила семейство Кичей (отца и сына), а также приятеля младшего из них и обеих барышень-невест в мир кинематографа, в эпоху его рассвета. Угрюмый адвокат Шоткат, опекун девиц на выданье, грозит прикрыть «лавочку», то есть разорить киностудию Кича-старшего. Молодых влюбленных спасла бы богатая тётушка, но она внезапно задержалась приездом. Тут-то и подвернулся мечтатель Смит со своей сценарной заявкой и клятвенным заверением, что он мечтает выступить в комедии с переодеванием.
Дальше рассказывать нет смысла – это надо видеть. В спектакле много музыки, песни персонажей представляют собой самые знаменитые джазовые и рок-н-ролльные композиции, «переведенные» на русский язык в соответствии с запросом сюжета. Если вы не очень владеете чужими языками, то вариации «Тёти» дадут вам возможность подпевать Джорджу Харрисону, Лу Беге, А-Ха и Жаку Брелю на родном. Эксцентрика и лирика жонглируют эмоциями публики, не давая не то что заскучать – дух перевести. Фишка немого кино – так называемый гэг – то и дело возникает ярким штрихом, выразительной оценкой, интонационным подтекстом.

Параллельно основной истории развивается и сюжет «фильмы», которую творят на киностудии «Сенсейшен»: жгучая мелодрама в стиле вестерн о двух ковбоях, влюбленных в одну красотку, и кровожадных индейцах, портящих им жизнь. Тут, пожалуй, стоит предупредить: в сценах «киносъемок» много стреляют – эпизод с мухой шикарен, но не пытайтесь повторить его дома – и если вы не готовы к шумовым эффектам, бьющим прямо в лоб, выбирайте в зале места подальше.
Интеллектуалы, не расслабляйтесь: в либретто вшиты цитаты из нескольких поэтических произведений, которые вас заинтересуют, а также звучит фрагмент настоящей лекции по киноведению из уст того самого Брассета. Есть также неодушевленный, но весьма активный (поневоле) персонаж, призываемый к жизни рубильником… Киноманов не оставит равнодушными визуальное сопровождение на боковых экранах: попробуйте опознать членов киногруппы Чаплина или Китона на исторических фото и угадать фильмы, из которых показывают флешбэки.

А в конце всё будет хорошо, даже замечательно. Или нет. Дело в том, что у мюзикла «Привет, я тётя Чарли!» как бы двойной финал. История делает паузу перед самым концом: меркнет блеск софитов, замедляются движения и речи, а на авансцену выходит Артист, отыгравший на полную катушку трудную роль и размышляющий, куда идти дальше. Музыка Жака Бреля, слова Бориса Комарова – «Прощальный поклон». Вадим Мичман, исповедуясь в песне, открывает нам иной угол зрения на сюжет.
В финале вся команда студии «Сенсейшен» отмечает важное событие, приглашая нас на праздник кинематографа.
Профессий много, но
Прекрасней всех кино!
Кто в этот мир попал,
Навеки счастлив стал.
И нам, конечно, лгут,
Что там тяжелый труд.
Кино — волшебный сон,
Сладкий сон.
Фильм, фильм, фильм… Фильм, фильм, фильм…
Елена Трефилова специально для MuseCube
Фотографии Татьяны Вальяниной можно посмотреть здесь
Добавить комментарий