Признак дурачины

Признак дурачины
Использовано фото с сайта peterburg2.ru

Малый театр кукол умеет удивлять своих зрителей, как никто другой.  Страсти к разноплановым  экспериментам у них не занимать, и результаты этих неутомимых творческих поисков оказываются невероятными. На этот раз творческая команда МТК взялась за сценическое воплощение легендарного романа Саши Соколова «Школа для дураков». Это первая постановка по мотивам знаменитой книги, получившей свое распространение в самиздате и завоевавшей статус культовой.  Режиссерский тандем Алексея Синицына и Чакчи Фросноккерса вновь продемонстрировал свою талантливую незаурядность. Им удалось переработать особую ткань романа, создав из этого материала удивительную Вселенную идей и вещей.

Еще не начавшись, спектакль уже начинает увлекать. Рассказываемая где-то за кадром мудрая философская притча настраивает на нужный лад, подготовка к погружению в сюжет  успешно выполнена.  Затем, не дав зрителям опомниться, спектакль начинается: резко, резво, стремительно. И вот ты уже в дивном дачном уютном маленьком мирке, а потом  вдруг ты сидишь на скучнейшем уроке, а тут тебя настигает неразделенная любовь. Здесь есть место жизни и смерти, смеху и слезам, играм и отдыху, молчанию и крику, радости и боли. Задним фоном, вторым планом, пунктиром внимательный зритель ухватит намеки на вполне конкретные сюжеты из истории нашей страны (как, скажем, репрессии наряду с гонением на генетику). Отдельным наслаждением на протяжении всего спектакля остается непосредственно сам текст, удивительный и во многом неповторимый. Яркие живые образы и уникальные характеры персонажей то вызывают улыбку, то заставляют искренне им сопереживать.

Поразительна условность воссоздаваемого в спектакле мира: сон-полусон, фантазия-догадка, игра-загадка. Что-то не так с тобой или вокруг тебя? Или же ты сам и есть творец, практически самоназванный Бог? Звуки, запахи, предметы и разговоры взрослых составляют его основу. Мир этот серый, но ни разу не скучный, только лишь словно бы припорошенный пылью забот и тревог. Познается он разными способами, один другого занимательнее.

Куклы в спектакле летают – перемещаются в пространстве просто-таки по заветам полотен великого Шагала, их огромные грустные глаза источают печаль.  Актерские работы, по традиции этого коллектива, точны, тонки и талантливы.  Неожиданный Цой  в качестве выбранного саундтрека внезапно оказывается более чем уместным.. Искаженно-дрожащие голоса режиссеров в самом начале задают тон постановки: закольцованность, неразрывность, вечное возвращение, путь в никуда. Была ли вся эта история на самом деле, или же она всего лишь дурман, игра воображения, неуловимое видение, плод болезненных мечтаний? Рамки внутренней свободы в спектакле достаточно широки, чтобы позволить публике трактовать увиденное на свое усмотрение. Но светлая грусть и тонкая внутренняя тоска, которые пронизывают «Школу для дураков» насквозь, еще долго сохраняются у зрителей. И это – исключительно комплиментарная характеристика.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.