Птица редкой породы

Птица редкой породы

Великие пьесы потому и являются таковыми, что с течением времени не устаревают и не утрачивают актуальности. Смыслы в них стоят выше слов, и режиссеры раз за разом находят дополнительные подтексты, выставляя перед зрителями сюжет разными гранями. Вот, скажем, культовая чеховская «Чайка» – кто не знает ее? Сколько сценических интерпретаций она выдержала, сколько постановок соревнуются за звание канонической, а все равно эта пьеса способна удивлять до бесконечности. Малый театр кукол не остался в стороне и также включил в свой репертуар «Чайку», сделав ее уникальной в своем роде. Здесь она – птица редкой породы.

 

Во-первых, данная версия по-настоящему и уместно смешная, что возвращает нас к исконной комедийной природе самой пьесы. Зрители по достоинству оценят то самое «неловкое молчание», то и дело возникающее между героями, улыбнутся отдельным интонациям и ситуациям, увидят под иным зрением устоявшиеся образы чеховских героев. Так, Нина Заречная здесь предстает не хрупкой романтичной барышней-тростиночкой, а этакой решительной девицей, про которых в народе говорят «кровь с молоком». По-детски наивен, смешон и обидчив Костя (язык не повернется назвать его полным именем!) Треплёв. Не скрывает своего пристрастия к алкоголю Маша – и эта ее привычка подана в несколько карикатурном свете.

Птица редкой породы

Особую прелесть постановке, конечно, придает сочетание различных театральных языков и выразительных средств. Два мира, человеческий и кукольный, не противоречат друг другу, а плавно перетекают из одного состояния в другое. Куклами можно замечательно меняться – разницы нет никакой – в этой истории все одинаково несчастны, вне зависимости от пола и возраста. Сами же эти неодушевленные фигуры очаровательны и обладают какой-то особой незримой магией. Всем видом своим они незамедлительно отсылают нас к советской школе кукольной мультипликации. Но это в детстве можно было скучать от мрачноватых скорбных фигур (а то и бояться их!), созданных где-то на периферии. Здесь же они вас доведут до сострадательных слез.

 

При этом многое в «Чайке» от МТК не отступает от сложившегося канона. Важнейшие темы, заложенные самим автором в тексте, раскрываются в постановке: от эгоизма и жесткости материнской любви до непризнанного таланта и творческого опережения своего времени. Любит ли Аркадина, актриса на сцене и вне ее, своего сына? Если это так, то почему же она столь несправедлива к нему? Талантлив ли ее сын Константин, начинающий литератор, или нет? В состоянии ли он объективно оценить свои драматургические способности, могут ли это сделать другие? Есть ли будущее в отношениях Аркадиной и Тригорина? Почему Нина продолжает любить предавшего ее Тригорина и отвергает пылкое чувство Треплёва? Что мешает всем этим людям жить в счастье и радости? Болезненные вопросы, которые в наши дни дотошно и с удовольствием препарировали бы психоаналитики различных мастей, наслаиваются друг на друга и не отпускают. Истинные страдания людские, пусть и без ложного пафоса. Ведь комедия, как следует из одного остроумного определения, – «это трагедия, которая случилась не с нами».

 

 

 

Марина Константинова специально для Musecube

Использованы фотографии с сайта spb.kassir.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.