Фестиваль «Пять вечеров» проходит в Санкт-Петербурге уже в девятый раз. За это время он превратился в международный, а его репертуар состоит не только из пьес А. М. Володина, но и других драматургов, близких по духу его творчеству. В течение всего нескольких дней зрители могли посетить Театр на Литейном, Театр юного зрителя, Театральную академию – на всех этих площадках нашли свое пристанище спектакли фестиваля.
В эти дни при входе в театр на Литейном стояла дверь в квартиру 28 по Большой Пушкарской как символ входа в жизнь и творчество Александра Моисеевича, а в фойе расположился буфет, переносящий в советское прошлое благодаря своим ценам, ассортименту, а также буфетчице Клаве.
В последний, пятый вечер, публике был представлен спектакль, давший название всему фестивалю – «Пять вечеров». Режиссер Василий Сенин поставил его совсем недавно и словно перенес в него актерскую пару Артур Ваха — Оксана Базилевич из своей предыдущей работы – «Заповедника» Сергея Довлатова. И если заядлые театралы сравнивали две театральные постановки, то у обывателей невольно появлялась ассоциация с парой Любшин — Гурченко из фильма Никиты Михалкова.
«Эта история произошла в Ленинграде» — произносит первую, авторскую фразу Зоя (Наталья Бурмистрова). Реплики автора иногда сопровождают текст героев, но это сделано столь уместно, что принимаешь их за фразы героев.
Обстановка квартиры работника магазина не отличается вычурностью — и обе квартиры представленные на сцене, где и будут происходить события, мало чем отличаются одна от другой. Стол посреди сцены, вешалка для одежды, и «стены» позади. О них стоит сказать особо. «Исписанные» рукописным текстом, уставленные нарисованными книгами, и окно, в котором виден соседний дом. На него-то и обращен взгляд Александра Ильина – туда, где и по сей день живет его первая любовь. И – сколько не отвлекает его Зоя разговорами, — он ее не слушает, его все сильнее тянет к своей «звезде».
Тамара узнает Ильина не сразу, но, поняв кто перед ней, меняется в лице настолько, что становится очевидным –любовь к нему все еще живет в ее сердце. К этому большому, грузному «медведю», который, не спрашивая разрешения, целует ее прямо с порога и уже через секунду располагается как у себя дома. Ни слова упрека, ни одного замечания не слышно от этой усталой и потому кажущейся еще старше, женщины.
Она начинает показывать свой характер лишь племяннику Славе (Михаил Касапов). Студент за полночь приводит домой малознакомую девушку Катю (Анна Арефьева) – как тут не разволноваться! Пара «детей», хоть и ругается постоянно, но всё же стоят друг друга. Оба – саркастичны, порывисты в своих действиях и совершенно не злые, несмотря на то, что кричат и препираются друг с другом даже стоя в зрительном зале. Но несмотря на это сомнений в том, что их симпатия взаимна не возникает.
Слава и Ильин быстро находят общий язык – видно как мальчик, хоть и настроен несколько настороженно к новому гостю – все же быстро проникается к нему уважением. Слава рад, что в жизни Тамары наконец-то появился мужчина, и, скорее, из мужской солидарности, а может и смирившись с силой гостя – уроки бокса не прошли даром – не слишком противится неожиданному союзу.
Впрочем, Ильину эта помощь оказывается ненужной – уже во второй вечер Тамара окончательно сдается под натиском сильного человека, пронесшего свою любовь через года. Она не говорит о своей любви, и лишь исполняя романс под гитару, шепчет торопливое «Какой был бы ужас, если бы я за кого-нибудь вышла замуж!», и Ильин все понимает, стремительно унося Тамару куда-то за сцену…
Ночи, или – в данном случае – дни, разделены видеорядом. По Ленинграду идут, дребезжа и покачиваясь, трамваи, едут по своим делам пассажиры, шумит город, иногда чересчур громко. Но ничего этого герои не слышат, целуясь «как приговоренные» посреди комнаты, и в эти мгновения остальной мир перестает для них существовать.
Без задней мысли Тамара восхищается солидной работой Ильина – все-таки главный инженер завода, а тот, понимая, что в действительности не соответствует «высоким идеалам», решается позвать ее с собой на Север, но видя ее колебания – даже не уходит, а тайно бежит из квартиры, унося с собой ее шарфик. Кажется, навсегда. «Я за тобой, как собачонка, не побегу» — громогласно заявляет женщина, но тут же нарушает слово.
Ее поиски безрезультатны и полны если не унижения, то снисходительного отношения к ней – и друга Ильина – Тимофеева (Евгений Филатов), чью высокую должность «присвоил» Александр, и Зои, которая практически не скрывает своей радости при виде «скатившейся звезды».
А Ильин, или поддавшись на уговоры, но скорее – дав Кате себя уговорить, всё же приходит, а точнее, приползает к любимой. Он и пьяный находит в себе силы – для начала – пафосно заявить, что считает себя «полезным членом общества», но затем, уже стоя на коленях перед возлюбленной, смиренно целует ее натруженные, уже немолодые руки. Она примет его любого, и готова ехать с ним хоть на край света, а Ильин всегда будет преклоняться перед ней. Любовь, которая выдержала испытанием временем, уже не сможет их покинуть, как бы экспрессивно и будто бы опасаясь за свое счастье, Тамара чуть ли не кричит свою последнюю фразу: «хоть бы не было войны».
Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
Фотографии Алексея Телеша предоставлены фестивалем «Пять вечеров»
Добавить комментарий