«Республика ШКИД»: воспитание примером непослушания

Фотография предоставлена пресс-службой театра

Детский музыкальный театр юного актёра 4 ноября представил на фестивале «Видеть музыку» (проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив) мюзикл Алексея Шелыгина «Республика ШКИД». ШКИД – сокращение названия Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Достоевского. На примере «сложных» подростков современной молодёжи демонстрируется модель отрицательного поведения и его результат. Отличная идея!

Перед показом художественный руководитель ДМТЮА и режиссёр спектакля Александр Федоров в своей пятиминутной речи рассказывает о том, что предстоит увидеть публике, – это необходимая для подрастающих зрителей предыстория первоисточника (одноимённой повести Григория Белых и Алексея Пантелеева). Основная мысль: в отличие от всех спектаклей театра «Республика ШКИД» основана на реальных событиях, происходивших в 1920-е годы в Петрограде. Итак, начинаем!

Восемь подростков на авансцене запевают унылую арию о непростой жизни беспризорников, и открывается занавес. Теневая проекция всех основных достопримечательностей северной столицы, по которым мы легко узнаём Петроград, а также гигантская дверь посреди сцены – своеобразный символ пути и новых свершений… мы никогда не знаем, что нас ждёт за закрытой дверью. Вот и здесь – это портал в разные локации сценической истории (сценограф – Егор Фёдоров). В такой декорации юным актёрам ДМТЮА не за чем спрятаться – а их и не нужно прятать. Они невероятно органично отыгрывают и первую влюблённость, и массовые драки, и юмористические эпизоды.

Главная звезда спектакля – самый маленький беспризорник Кузя в исполнении Даниила Рахманкулова. Его Кузьмин, несмотря на возраст, получился самым экспрессивным и дерзким, в то же время не лишённым нежности и желания человеческой ласки. Иван Юшин в роли талантливого «Артиста» создаёт образ чуть более воспитанного юноши – некоего эстета.

Яркое женское трио, включающее Тоню, Нину (Мария Назарова) и Тамару (Влада Хмелинина), постоянно размышляет о любовных чувствах и мальчишеской психологии – их споры между собой вносят нужный контраст в действие, разбавляя многонаселённые мужские сцены.

В спектакле с невероятным количеством детей получилось создать главное театральное чудо – сплочённый актёрский ансамбль, который на протяжении двух с половиной часов является единым сценическим организмом. Как на ладони виден результат кропотливого артистического воспитания молодёжи.

Композитор Алексей Шелыгин сочинил яркую музыкальную партитуру, которая органично вписывается в драматическое действие – здесь и любовные дуэты, и занятия физкультурой, и смешная песня мамы-старушки Викниксора о пирожках, и напряжённая «буза» в конце первого акта. Однако в спектакле сохраняется большое количество чисто драматических сцен, которые, несмотря на свою внушительную длительность (всё-таки это мюзикл!), всё равно держат зрителя в напряжении.

Казалось бы, суть спектакля можно пересказать в двух словах – эпизоды из жизни трудновоспитуемых подростков в специализированной школе… Но именно эпизодичность – главный шарм спектакля. Множество жизненных моментов переплетены в последовательную историю и наполнены общим смыслом и воспитательными элементами. Чем-то напоминает телевизионный журнал «Ералаш»…

Александр Федоров в своей новой режиссёрской работе максимально масштабно воплотил в жизнь принцип ДМТЮА: «Юные актёры – юным зрителям». Получился тёплый семейный спектакль, на котором можно и посмеяться от души, и даже немного всплакнуть… Качественно и правдиво.

Владимир Демин специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.