«Ретро» в ТЮЗе: хрустальный дворец одиночества души

Хрустальный дворец одиночества души

В Санкт-Петербургском ТЮЗе случилась пятая премьера за сезон: 19 апреля на Малой сцене театра состоялся спектакль «Ретро» Александра Лебедева. Щемящая история о непонимании и одиночестве самых близких людей, у которых остался последний шанс понять друг друга, погружение в эпоху 70-х и размышление о людях того времени, светлый юмор и отчаянное желание жить, наполняют премьерную постановку. В спектакле заняты: з.а. России Сергей Жукович, н.а. Антонина Введенская, Мария Соснякова, Василина Стрельникова, Радик Галиуллин, Алиса Золоткова.

Ретро — обращение к прошлому. Эпохе, которая ушла, людям, которые забываются, вещам, которые становятся антиквариатом. Как научиться ценить людей, а не только мебель прошлого века? Как понять и простить человека, увидеть в нем личность со своей историей и жизненным путем? Как осознать, куда надо двигаться дальше и как обрести главные духовные ценности? Премьерный спектакль по пьесе Александра Галина позволяет подумать в этом направлении.

Комедийная ситуация: зять устраивает смотрины старушек, желая женить своего одинокого тестя, с которым они проживают в одной квартире и у них не складываются отношения. Кандидатки приходят одновременно, а жених всеми силами противиться происходящему. Юмор прорастает в драму, когда каждый герой начинает обнажать душу и говорить о том, что его тревожит на самом деле.

Художник Вячеслав Виданов воссоздал историческую эпоху конца 70-х годов недаром: мир вещей оказывается важным контрапунктом отношений героев. Леонид, коллекционер и владелец собственного антикварного магазина, создал для себя статичное и нерушимое пространство музея, в котором проживает. Вещи заменяют ему человеческое общение и наполняют его жизнь смыслом. При этом он искренне любит свою жену Людмилу, тоже выстраивающую четкие границы во взаимоотношениях с близкими, деловую и прямолинейную женщину. Их, казалось бы, комфортные и партнерские отношения лишены главного — близости и тепла. Это замечает недавно поселившийся с героями отец Людмилы. Николай Михайлович — вдовец, кровельщик, мечтающий поехать в деревню и жить так, как ему хочется. Он чувствует свою бесполезность в городе, от одиночества общается с голубем, прилетающим к нему. Знакомство с тремя женщинами — поначалу вызывающее только раздражение, подталкивает его к решительному шагу. Он не женится ни на ком, но обретает настоящих друзей, которые понимают его, в отличие от близких. Но режиссер дарит надежду на хороший финал: на видео транслируется счастливая прогулка молодой семьи с коляской в окружении всей компании стариков. Хрустальный дворец одиночества души разрушается и люди становятся близки друг другу.

Трио актрис, играющих роль старушек, великолепно в своем разнообразии. Легкая, кокетливая, игривая Роза Александровна Антонины Введенской очаровывает своим изяществом и озорством. Актриса создает образ непосредственно воспринимающей жизнь балерины, тонкой и импульсивной, чувствующей свою беспомощность перед надвигающимся одиночеством. Теплая, прямая и искренняя Нина Ивановна Василины Стрельниковой, в прошлом — медработник в психиатрической больнице, прошла через многое. Она увидела жизнь во всей ее неприглядности, но сохранила любовь к людям. И этой любовь наполнен ее смущенный взгляд, который она бросает на Николая Михайловича. Строгая, честная, верящая в идеалы молодости Диана Владимировна Марии Сосняковой оказывается лидером их женской команды. Она знает, куда идти и что делать для собственного счастья. Сильная, эмпатичная героиня делится своей болью за близких и имеет мужество противостоять соблазнам мира в лице Леонида. Она — его главный оппонент, отстаивающий веру в высшие цели. Все они являют такие разные женские судьбы, которых объединяет одно — сильное желание обрести родного человека. Николаю Михайловичу Сергея Жуковича это тоже нужно — недаром он ведет беседы с голубем и играем в шахматные баталии с самим собой. Отсутствие диалога и невозможность делиться своими переживаниями убивает быстрее любой болезни.

Леонид и Людмила списывают старика со счетов, считая, что теперь они могут принимать за него решения. Но не тут-то было. У героя есть свое представление о жизни. Он — необычный герой. Не просто работяга, который всю жизнь провел на крыше, а мечтатель. Возможно, неприспособленный к ведению семейного быта,  но желающий блага своим близким. Он поэтически воспринимает реальность и при всей своей грубости, единственный, кто размышляет о душе. Он, как и остальные женщины, как мог реализовался в своем предназначении и свято оберегает свое представление о жизни. Сергей Жукович играет полного энергии персонажа, из-за непонимания окружающих замкнувшегося в себе, для которого важно чувствовать внутреннюю свободу и заниматься любимым делом. Артист наполняет образ глубинными переживаниями и формулирует смысловое высказывание спектакля о ценности жизни каждого человека.

Леонид и Людмила выносят главный урок жизни: людьми невозможно управлять по собственному желанию. Лучше обратиться к себе и понять, как строится их собственная жизнь. Женщины, отнесшиеся к старику с теплотой и вниманием, растопили его сердце и показали, какой герой на самом деле, раскрыв его для, казалось бы, близких людей. Старые обиды остаются в прошлом, а молодые герои видят в старике самостоятельную личность. Радик Галиуллин играет яркого и харизматичного персонажа, который привык решать проблемы и добиваться своей цели. Он аккумулирует действие, приближая неизбежную развязку. Артист рисует историю пошедшего на сделку со своей совестью героя, в глубине души еще мечтающего о карьере историка. Он жесток в обращении с окружающими, но отступает под напором правды Николая Михайловича. Алиса Золоткова обнажает глубинную драму персонажа: ее героиня встает на путь принятия отца, такого непохожего на нее. Актриса погружается в боль Людмилы и оттеняет характер отца, подчеркивая, что такое быть дочерью мечтателя.

Несмотря на лирико-драматические моменты, спектакль динамично разворачивается и обладает хороший темпоритмом. Музыка композитора Олега Михайлова дополняет происходящее и заостряет смысловые акценты. Спектакль Александра Лебедева будет интересен зрителям всех возрастов, которые задумываются над взаимоотношениями со своими близкими и хотят по-новому взглянуть на родного человека.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube<
Фотографии предоставлены пресс-службой театра ТЮЗ Санкт-Петербурга


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.