Как известно, у сатиры есть большой спектр комических средств: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др. Сказать, что на сборе труппы Театра сатиры было все вышеперечисленное — это ничего не сказать. Если бы не тотальная невозмутимость и ровные интонации художественного руководителя Сергея Газарова, можно было бы подумать, что все собравшиеся практикуют порицаемый осознанными индивидуумами тотальный взаимный абьюз, но нет, очевидно, соскучившиеся по работе и друг другу коллеги так оттачивали свое профессиональное мастерство.
В свой сотый сезон театр вступил, помня о людях, с которыми работал долгие годы, но потерял в прошлом сезоне: минутой молчания почтили память народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой и заместителя директора по общим вопросам, заслуженного работника культуры России Марка Абрамовича Гурвича.
Говоря об итогах сезона 2022-2023 г.г. Сергей Газаров подчеркнул, что удалось, не выводя ничего из репертуара, выпустить несколько премьер, причем все выпущенные спектакли получились буквально «нашпигованными» современным подходом к сегодняшним вопросам (не — это важно — проблемам), каждая из постановок обрела своего зрителя; театр «может быть разнообразным» и имеет определенный кредит доверия, но необходимо продолжать движение и оправдывать ожидания своих залов относительно «перехода на следующие уровни».
Помимо новых спектаклей, были и другие значимые события: театр смог привлечь дополнительные 120 тыс. зрителей, открыли Детскую сцену, на «Чердак сатиры» перенесли 2 спектакля. Сейчас театр располагает четырьмя площадками с разными техническими возможностями и суммарной емкостью в 1800 зрительских мест; ремарки о том, что вслед за коммерческими успехами должны воспоследовать и изменения в расчётных листках, были встречены одобрением.
Декларируя бережное отношение к истории театра, Сергей Газаров сказал, что необходимо заботиться и о качестве спектаклей: есть спектакли-флагманы со стабильным интересом зрителя, но этот список необходимо расширять.
Вообще, юбилейный сезон планируется неожиданным, масштабным и запоминающимся. Первой премьерой этого года стал «Иван Васильевич», где на сцену вышел также и сам худрук (кроме того, он выразил готовность быть занятым и в детских спектаклях, приводя в пример свое давнее собственное удивление и восхищение при виде Александра Ширвиндта в спектакле «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»). Детская сцена Театра сатиры на Спортивной выпускает спектакли «Дюймовочка» и «Коза Луиза и НЛО»; разрабатывается и план по вечерним спектаклям на этой площадке. Среди творческих планов Основной сцены на ближайшие месяцы заявлены: «Пигмалион» (в постановке Виктора Крамера — спектакль обещает «новое прочтение и масштабность») и «Севильский цирюльник» (в постановке Юрия Муравицкого, от которого также ждут «определенные развороты сознания»).
Последние месяцы театр живет в состоянии ремонта. К январю ожидается завершение работ по капитальному ремонту входной группы, фасада и купола. Без изменений в историческом облике здания там планируется огромный медиа экран, на котором, помимо афиш и новостей театра будет транслироваться также ежедневная жизнь закулисья (включая цеха, помимо актерского) — театр всерьез готов идти в ногу со временем и «добирать контент». Среди планов озвучили и ремонт в остальных помещениях (включая репетиционные), организацию служебного входа для Чердака; было обещано позаботиться и об удобстве в гримуборных.
Также в ближайшее время должен решиться вопрос с планами ремонта сцены на Ломоносовском проспекте (и судьбе того репертуара).
Труппой был поднят довольно болезненный вопрос о замене фото в фойе. В труппу только с нового сезона были приняты Мария Протасова, Григорий Трапезников, Глеб Казанский, Мгер Закарян и Никита Полицеймако — сейчас в штате 121 артист, а портретов — едва ли не вдвое меньше, да и подписи под ними далеко не у всех нашли ожидаемый отклик. Сергей Газаров настаивает на необходимости для театра идти в ногу с прогрессом и технологичностью (не только там, где это касается обслуживания спектаклей): рассматриваются даже варианты с qr-кодами рядом с фотографиями, чтобы была возможность сразу ознакомиться с биографией артистов и их портфолио). В течение сезона должно быть принято какое-то решение относительно оформления фойе, пока согласие достигнуто только в том, что это должны быть студийные фото, а не репортажные в костюмах из спектаклей.
Театром, которые отслеживает все веяния московской театральной жизни, разрабатывается серия экскурсий с привлечением артистов для их проведения. Но на текущий момент подчеркивается некоторая загруженность в производстве разных продуктов театра, за которыми далеко не всегда успевают прочие цеха — работу многих из них необходимо серьезно пересматривать. Вообще тема «зачем делать плохо» прошла буквально красной нитью на сборе труппы. Прозвучала эта фраза и применимо к постановке «Маугли», где возникли сложности концептуального и практического характера, но надежда на выпуск спектакля все еще присутствует, правда без определенных сроков.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Добавить комментарий