«Счастливые кости» в рамках БТК-феста: с широко раскрытыми глазами

0lq4-l1pauuЕсли вы свято верите в то, что искусство кукольного театра представляет собой нечто скучноватое и предсказуемое, предназначенное исключительно для детей, спешим вас переубедить. Существует огромное количество представлений в рамках данного жанра, наполненных глубоким смыслом и поражающих воображение вполне себе взрослых людей. В эти сентябрьские дни Петербург принимает у себя третий международный фестиваль театров кукол «БТК-фест: театр актуальных кукол. Freak Case». У жителей нашего города есть уникальный шанс проникнуться особым духом такого искусства и оказаться в по-настоящему волшебном мире. 28 сентября на площадке Karlsson Haus все желающие смогли оценить постановку театра Matita (Словения) «Счастливые кости».

Сорокаминутная экзистенциальная притча о жизни и смерти, о бренности бытия и круговороте всего и вся в мире стартует самоубийством. Молодой человек стреляет себе в висок из воображаемого пистолета под нежные звуки джазовой композиции Blue Moon. Словно бы из ниоткуда появляется маленькая симпатичная панда, которая незамедлительно начинает общаться с залом. И вот тут начинается настоящее неподдельное волшебство: кукла оживает на наших глазах, обретает характер. Даже если вы давно уже вышли из детского возраста, святая вера в то, что малютка панда движется и разговаривает без посторонней помощи, не покидает вас. Разум неактуален, чувства выходят на передний план. Зрители сидят с широко раскрытыми глазами и стараются не упустить ни единого жеста Матиа Сольце — исполнителя этого захватывающего перфоманса. Сам он не уходит на задний план, добавляя в puppet show элементы пантомимы, становясь равноправным и полноценным участником этой фантасмагоричной истории. Не меньшую роль в представлении играют и сами зрителя, вовлеченные в диалог с очаровательным зверьком.

nlrkcd47l-qА затем волшебство выходит на совершенно новый уровень. Панда исчезает из поля зрения, зато распахивается таинственный кофр в виде маленького гробика. И что же в нем? Те самые кости, о которых идет речь в названии представления. Зрительскому вниманию предлагается полет творческой фантазии на грани фола. Вы увидели бы в бедренных костях рыбок и медуз, а в черепе — Луну, ту самую Blue Moon? А Матиа Сольце с легкостью представляет публике свои ассоциации, в которых нет ни капли цинизма или пошлости. Ярко, остроумно, талантливо и в высшей степени необычно. Глядя на эти превращения человеческих останков, невольно думаешь, что, быть может, и нет никакой смерти. Есть лишь вечное возвращение, некий бесконечный круг, из которого не выйти никому и никогда. За выверенными движениями рук кукольника скрывается глубочайшая философия, вскрывающая редкие пласты.

Мнение о том, что «творческий человек — это тот, в ком не умер ребенок», стопроцентно подтверждается этой незаурядной постановкой. Говорить языком кукольного театра о столь глобальных вещах непросто, и создателю требуется особый взгляд, незамутненный и чистый. А еще обязательна любовь к своему делу и уважение к зрителю. В «Счастливых костях» от Матиа Сольце все это присутствует, за что хочется его искренне поблагодарить.

Марина Константинова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии, предоставленные Большим театром кукол


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.