Балет «Шахерезада» в этом году должен был закрывать международный балетный фестиваль Дианы Вишневой «Context». Это балет на музыку Н.А. Римского-Корсакого хореографа Алексей Мирошниченко. История спектакля была основана на судьбе одной из самых удивительных женщин XX века – последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви. Примечательно, что Алексей решил пойти по тому же пути, что и ранее – в 2016 вышел его балетный спектакль «Золушка», который был основан на документальных фактах о советском балетном мире.
Фарах Пехлеви – иранская императрица, жизнь которой удивительна и похожа на сказку, но при этом не лишена драматизма и трагедии. Как поведала в предисловии к спектаклю Диана Вишнёва, сейчас Фарах живет в Париже. Она смотрела запись билета, и ей очень понравилось, несмотря на то, что часть фактов в угоду сюжету и формату были несколько изменены. Вместе с Алексеем Мирошниченко над постановкой работали его постоянные соавторы – сценограф Альона Пикалова вписала иранские мотивы в художественное оформление сцены, а Татьяна Ногинова выразила национальный колорит в балетных костюмах.
Поскольку вместить целую жизнь, наполненную множеством событий, в сорок минут довольно сложно, а именно столько длится сюита Н.А. Римского-Корсакова, пролог и эпилог спектакля идет без музыкального сопровождения. Что также интересно – балет поставлен без элементов пуантного танца.
Главные партии в балете исполнили прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и премьер Дрезденской государственной оперы и Балета Сарасоты Марсело Гомес. Особенность танца в том, что Диана и Марсело выходят в виде коронованной четы, а потому танец не может быть быстрым, движения, как и положено императору и его жене, – плавные и степенные. История рассказывает историю студентки Парижской архитектурной школы с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви, их свадьбу, коронацию, полную событий и любви жизнь, вплоть до свержения монархии и бегства семьи из страны. Какой бы ни была история – главное в ней любовь.
От балета ощущение двоякое – с точки зрения идеи, этот спектакль едва ли не лучший в своем роде. Главное – это найти историю, а судьба Фарах достойна того, чтобы быть поставленной на театральных подмостках. С другой стороны, сам балет. Партий где Диана и Марсело танцуют, всего одна. Дуэт нежный и трепетный. Глядя на танец веришь, что это коронованная супружеская чета действительно любила друг друга, но его продолжительность в спектакле слишком мала. «Шахерезада» — это история, которая несет в себе больше, чем балет и больше чем музыка.
Яна Квятковская специально для Musecube
Добавить комментарий