Шизгара: дефицитное счастье

04Под музыку, родом из советского прошлого, за клеенчатыми, полупрозрачными кулисами видны темные силуэты. Секунда — и на сцене возникает больничная палата с рядами коек.

В театре имени Комиссаржевской – новый спектакль – «Шизгара» в постановке Романа Смирнова по пьесе Юлии Вознесенской «Женский декамерон».

В оригинале – сто историй, но по воле режиссера, сделавшего актрис «соучастниками» действа, остаются лишь некоторые их них. Смирнов предоставил право каждой из участниц спектакля в полной мере «сочинить» свою героиню, и благодаря этому их переживания становятся не образом, а истинной сущностью десяти женщин.

Не будет лишним перечислить всех актрис, играющих в этом спектакле только первые роли. Это – Елена Андреева, Александра Сыдорук, Маргарита Бычкова, Неля Попова, Светлана Слижникова, Ольга Белявская, Ольга Арикова, Кристина Кузьмина, Елизавета Нилова, Нина Петровская.

Десять женщин, поневоле объединенных одной больничной палатой, задумывают рассказать истории по аналогии с «Декамероном» Боккаччо. О времена, о нравы! Так ли они изменились?

Спектакль полностью переносит зрителей в советское прошлое с помощью мелких деталей, будь то очки в роговой оправе, банка соленых огурцов или китайский халат. Дополнениями служат и упоминания в речах женщин названий улиц, рек, пригородов Ленинграда – и роль места усиливает значение сказанного.

Диссидентская жена, номенклатурный работник, бомжиха, стюардесса, учительница музыки, театральный режиссер… в других обстоятельствах их встреча почти невозможна. И тем сильнее поражает смена настроения – от полного неприятия друг друга до слез и объятий в финале. Женское начало – вот что перевешивает «социальные роли» и в итоге становится единой объединяющей силой между такими разными представительницами прекрасного пола.

Итак, что же это за истории? О первой любви. И у всех она разная. Счастливая и не очень, иногда – на всю жизнь, а кто-то и вовсе может обойтись без нее. Любопытно то отношение, с каким женщины делятся своими воспоминаниями. Кто – равнодушно, кто – с искренним чувством, а кто – с надеждой, ища поддержки и участия. Время от времени монологи превращаются в диалоги и, взяв на себя «мужские» роли, героини лишь ускоряют ритм действия, усиливая его восприятие.

Детство многих героинь пришлось на военные годы, и то страшное время оказалось запечатлено в памяти. И после рассказа о любви маленькой пятилетней девочки и военного летчика звучит «Туман-туман». «Бухенвальдский набат» же сопровождает повествование о жестокости Освенцима.

Нельзя не отметить великолепные вокальные данные актрис, а музыкальная составляющая спектакля органично продолжает действие. Удачно вписываются и находки режиссера – стихи Бродского и монолог Катерины.

Истории женщин заставляют плакать и смеяться. Разговоры об изменах и предательствах далеко не всегда радостны. И мужчинам в их воспоминаниях далеко не всегда отведена роль благородного героя. Отчаяние, жестокость и отвращение – эти эмоции – неотъемлемая часть житейского опыта. Однако в рассказах о насилии или похоти нет непотребства или непечатных слов. Как оказалось, обо всех этих темах можно рассказать не только литературным языком, но и аккуратно обойдя уж слишком интимные подробности.

Застольные песни – Новый год на носу! – соседствуют с размышлениями о счастье. Для каждого оно свое, очевидное и несбыточное, близкое и горькое. И в дополнение к больничному халату, который и до этого украшали мелкие детали, подчеркивающие индивидуальность каждой, героини надевают шарфы и шали, платки и шапки, точно отдаляясь и вырываясь из больничных оков.

Нагромождение «придумок» ближе к концу спектакля все возрастает. Это и сценки, которые умело ставит Эмма, театральный режиссер, и танцы, исполенные не без помощи больничных коек, и украшенная елка, внезапно возникшая позади сцены. Нельзя не отметить умелую шутку с телевизором. Удар кулаком — и внезапно возникшие на экране телевизора лица президентов идут в обратном порядке – от нынешнего – до генерального секретаря Брежнева.

Постепенно действо превращается в разгул и вакханалию — одним словом — полная «Шизрага»!

Именно под эту музыку актрисы выходят на поклоны, преображаясь в великолепные вечерние наряды. Непобежденные и несломленные, они, как и их героини, точно возвышаются над всем тем, что доводится испытать женщинам. И так ли уж это важно, в какое время они живут?

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Театра им. Комиссаржевской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.