«Сильва» от Петра Борисенко: стиль, выдержанность и… оперетта

Любая оперетта — это прежде всего пленяющая музыка, которая создает атмосферу и настроение, сравнимые с пузырьками шампанского, это академический вокал в сочетании с танцем, это шутки со сцены и смех зрителей!

26 октября москвичи смогли наконец увидеть «Сильву» в постановке «Музыкальной антрепризы» под руководством Петра Борисенко. Гений Кальмана и мастерство артистов позволили счастливчикам, знавшим о показе, наслаждаться историей с более чем вековым «стажем» неизменной зрительской любви. Ведь абсолютно все академические музыкальные сцены нашей страны ставили то, что за пределами одной шестой части суши принято именовать «Княгиней чардаша» (или — «Королевой чардаша»).

Счастье, что интерес к «легкому» жанру не ослабевает! Счастье, что есть влюбленные в жанр люди, способные даже антрепризой заставить зал рукоплескать в течение 2,5 часов и бравировать на поклонах!

Сюжет и либретто этого спектакля остались классическими и практически не сокращенными (за кадром из основных героев остался лишь муж Цецилии), однако заслуженному артисту РФ Петру Борисенко удалось (как минимум) донести до зрителя проверенные временем идеи великодушного человеколюбия, сердечной заботы о ближнем и незаурядного умения добиваться воплощения своих мечтаний о любви. Современникам Кальмана, конечно, жилось не в пример сложнее, чем нам (сюжет основан на революционной, в общем-то, в те года идее классового неравенства), но тем ювелирней должна быть (и стала!) работа артистов «Музыкальной антрепризы» над образами своих героев со всеми необходимыми красками.

Кроме того, постановщику удалось сохранить задор каскадных номеров и эстетику номеров лирических в отсутствие многолюдных балета и хора, непреложных для стационарных постановок. Здесь на артистах лежит колоссальная ответственность, но и кабаре, и прием показаны изумительно легко и точно (куклы, например, задают настроение и с первых же сцен заставляют уголки губ устремляться вверх!). Даже коронный номер Бони, исполнение которого Москва привыкла видеть с отличной хореографической подготовкой солиста, решен так, что зал аплодировал и в предназначенных для того моментах, и заглушая финальные ноты — аплодировал, причем, не только самому Бони (Евгений Кравченко), но и Мишке (Пётр Борисенко). Профессионализм Мишки во всех его ипостасях — отмéнен! Стасси (Анна Чернова) отлично в каскаде держит баланс между достоинством юной девушки и беззаботной комиковатостью.

Здесь нет как такового театра в театре, безудержной роскоши и ослепляющих деталей костюмов, но тем больше внимания достается героиням и их «свите». Лаконичные платья не мешают танцевать с поистине опереточной легкостью, но позволяют восхититься точённостью Сильвы (манкая Ольга Белохвостова) и аристократичностью Цецилии (бесподобная народная артистка РФ Елена Ионова). Звучание див сохраняет шарм кальмановского наследия, но «не выдергивает» при этом из камерности и уюта постановки. Выходная ария Сильвы, «Частица черта в нас», рюмочка вишневого ликера, ссора с прошлым и многое другое в этой постановке неизменно щемят сердце и заставляют отбивать ладони!

Эдвин (Кирилл Панфилов) — образцовый лирический герой, в меру эмоциональный, но не пытающийся затмить собою ярчайшую певичку из кабаре. Его дуэты с Сильвой выжимают слезы даже из настоящих циников. Фери (Вадим Панфилов) от первой ноты до последней минуты верен своей давней любви и на передний план выносит не личные переживания, но идею своего романа, счастье всех героев спектакля и ту особенную философию, что берет свое начало с «Вдовы Клико», где так важны не только стиль, но и выдержанность.

Пожалуй, именно описание той самой бутылки шампанского, которую хранили все эти годы в кабаре, и характеризует самым точным образом этот спектакль, куда стоит окунуться с головой, чтоб забилось сердце, а ритмы чардаша огневого и прекрасных вальсовых мелодий заставят гуглить новые даты проката и незнакомые прежде имена. Ведь главное — это пузырьки настоящего игристого, будь они в бокале на столике подальше от оркестра или в сердце опереточного зрителя в зале!

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Анны Леонтьевой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.