Хочется перефразировать слова великого и прекрасного А.С. Пушкина: «Я памятник ТЕБЕ воздвиг нерукотворный». Такая рифма возникла благодаря премьере 1 ноября спектакля «Без Есенина» театра «Кашемир» в Театральном центре на Страстном, поставленного по пьесе драматурга Влада Васюхина режиссером Дмитрием Сердюком. Все дело в том, что спектакль «Без Есенина» является неким образным воплощением мечты Влада Васюхина о создании памятного монумента величайшей американской танцовщице с ирландскими корнями Айседоре Дункан (Изадоре Дункан, как она сама себя называла на ирландский манер).
Идея пьесы возникла давно, а реализовалась одновременно с бурным романом автора, перекликающимся с хитросплетениями в отношениях между Айседорой Дункан и Сергеем Есениным. Жизнь на две страны, чередование встреч и разлук, недопонимания, вызванные разницей в менталитетах и языках помогли Владу Васюхину проникнуться образами этих двух уникальных людей. В течение нескольких лет творение претерпевало трансформации, в результате чего и сложился один из тех редких спектаклей последнего времени, который смотрится с неподдельным восхищением. Эстетически прекрасно в нем все: актерская игра, дизайнерские костюмы, реквизит, декорации, атмосфера.
Спектакль охватывает небольшой промежуток времени, буквально несколько дней, от одной телеграммы Есенина к Дункан до другой. В них вложены два совершенно разных смысла. В первой говорится: «Милая Изадора! Я не мог приехать, потому что очень занят. Приеду в Ялту. Люблю тебя. Бесконечно твой Сергей. Ирме привет. Изадора!!!». Во второй: «Я люблю другую, женат и счастлив. Есенин». События происходят в ялтинском номере отеля, где проживает, вернее, переживает и пережидает Айседора в обществе своей приемной дочери Ирмы и ее супруга Ильи Шнейдера, по совместительству секретаря и директора школы танцев Дункан осенью 1923 года. Поэт и босоногая танцовщица еще женаты, но в жизни Сергея уже возникло новое увлечение.
Режиссер-постановщик Дмитрий Сердюк говорит, что спектакль получился про иллюзии. Мы выбираем человека, наделяем его превосходными качествами, создаем идеальный образ, иногда резко контрастирующий с реальным состоянием и поступками, и это столкновение с реальностью порой приносит жестокое разочарование. Большинство людей постоянно живет в иллюзиях, в том мире, который сами себе создали, где комфортно и уютно. Кто-то сталкивается рано или поздно с реальностью, а кто-то нет, продолжая всю жизнь комфортно существовать в своем воображаемом мире, осознанно, дабы избежать душевных ран. Также и Айседора, которая гораздо старше Есенина, взбалмошная, порывистая, свободолюбивая, пылкая, страстная женщина, живет в своем идеальном мире, испытывая весь спектр эмоций, выплескивая их наружу, при этом совершенно закрывая глаза на очевидное охлаждение между ней и возлюбленным.
Босоножка испытывает настоящие, сильные чувства, что прекрасно удается передать заслуженной артистке России, лауреату премии «Золотая маска» Анастасии Светловой. Наблюдать за ее игрой, сменой эмоций, выражений лица, жестикуляцией — сплошное удовольствие. Это актриса поразительного таланта и способностей, единственная, кто играет в постановке без замен. Глаза Анастасии Светловой светятся каким-то особенным, живым огнем, их блеск затмевает софиты, их видно издалека, с самого последнего ряда зрительного зала. В других ролях Дмитрий Миллер, Евгений Самарин, Галина Кашковская, Инна Дымская, Майя Горбань, Екатерина Седик, Денис Ясик, Денис Толгов, Ярослав Зенин. Стоит отметить, что все образы, которых не так много, исполнены потрясающе, каждым актером можно любоваться бесконечно, намного дольше, чем идет спектакль (1 час 50 минут).
Спектакль «Без Есенина» в прямом смысле. Только незримо он присутствует на сцене. Его все ждут, в первую очередь жена, но его нет. Айседора прислушивается и настораживается от любого постороннего звука, вдруг это он приехал, но нет. Она все еще надеется, что вот-вот и Есенин приедет, а он уже любит другую. Режиссер не искал внешнего сходства между актрисой и героиней, ему был важен внутренний порыв, накал, страсть, огонь, женские вибрации, и все это соединилось в Анастасии Светловой. Все звезды сошлись на ней, пазл сложился, поэтому заменить ее в постановке невозможно, единственная и уникальная, обладающая тем жизненным опытом и любовью к жизни, которая была у Дункан. На сцене она не танцует, размышляет, рассказывает, вспоминает, но не танцует. Вернее, ее танец другого рода. Это танго мыслей и образов, танго иллюзий, переплетенных с реальностью.
Недаром инициалы имени Айседоры Дункан «АД». В них весь смысл ее жизни, все посылы и шифры. АД воплощается и в жизни, и в смерти этой неординарной женщины. Пережив трагическую смерть детей, о которой проникновенно и пронзительно вспоминает со сцены, она уже на этом свете живет, как в аду, только уход в иллюзии помогает справиться с болью, и любовь к Есенину.
Не все окружающие верят и принимают чувства между поэтом Советской России и всемирно известной американской актрисой. Что их может связывать при колоссальной разнице в возрасте, отношении к жизни, языковом барьере? В номер отеля в Ялте, где живут трое, Айседора с дочерью и зятем, приходит журналистка газеты «Красный Крым», чтоб задать эти и другие вопросы. Она настроена против, считает, что брак с иностранкой губителен для поэта.
Инна Дымская очень выразительно исполнила роль журналистки Сони Шварц на премьере. Майя Горбань в образе Ирмы Дункан была прекрасна, женственна и органична. Дмитрию Миллеру досталась роль секретаря, который постоянно рядом с Айседорой. Его герой неоднозначен, зритель, знающий историю, может увидеть его персонаж отрицательным, но не может отрицать, что актерская игра Дмитрия превосходна. По описаниям современников Ирма и Илья не обладали выдающейся внешностью, однако в спектакле супружеская пара стала красивой благодаря привлекательным актерам.
В финале романтической драмы на сцене появляются маленькие танцовщицы, ученицы школы Айседоры Дункан. Волосы одной из них перехвачены алой лентой, как символ шарфа, который обмотал шею женщины и привел к гибели всего через два года после самоубийства Сергея Есенина. Трагическая жизнь и трагическая смерть величайших людей, значимых для всего культурного мира.
Любовь Айседоры и Сергея — одна из самых захватывающих реальных, невыдуманных историй. Их жизнь была наполнена калейдоскопом событий и чувств, от любви до трагедии. Так же и спектакль «Без Есенина» наполнен и одухотворен. На выходе из зала возникает ощущение торжественности и значимости произошедшего события. Постановка о женщине в ожидании потерянной любви станет кладом для думающих и чувствующих жителей театральной Москвы.
Юлия Воропаева специально для MUSECUBE
Полный фоторепортаж автора по ссылке
Добавить комментарий