«Скамейка»: трагикомедия о двух одиночествах

скамейка

21 декабря в КЦ «Меридиан» состоялся показ пьесы «Скамейка» от Продюсерской компании М-АРТ — смешной и в то же время горькой истории о том, как Он и Она прошли путь от взаимной лжи к взаимной искренности. На постановку данной истории режиссера спектакля Михаила Цитриняка вдохновила пьеса драматурга Александра Гельмана, написанная в далёком 1983 году. Путь к зрителям был сложным и тернистым, но все испытания были выдержаны — за 40 лет произведение неоднократно инсценировалось не только в России, но и за рубежом, и очень полюбилось публике.

Эта пьеса – сложный психологический трактат о встрече мужчины и женщины и о том, что из этого вышло. Они начинают свое знакомство с обмана, но, спустя время, становятся самыми близкими друг другу людьми, так как обретают в себе силы признаться в том, о чем порой сложно разговаривать даже с самыми близкими людьми.

В спектакле задействовано только два актера: Он – Александр Самойленко и Она – Алёна Яковлева. Всеми любимые артисты, которые уже неоднократно завоевывали симпатию публики не только в театре, но и в кино.

Действие происходит в Центральном парке какого-то города. Его название не упоминается, так как акцента на локации нет – подобная история могла произойти в любом мегаполисе или же провинциальном городке. Веселый, возможно, немного выпивший мужчина ищет себе компанию в лице очаровательной дамы, с которой можно скоротать время и приятно провести вечер. Несколько попыток знакомства не увенчались успехом до того момента, как к мужчине проявляет инициативу сама женщина. В какой-то момент оказывается, что их встреча состоялась не впервые и завершилась не в пользу обоих.

Казалось бы, типичная история обманутой, наивной леди, которая однажды повелась на ухаживания прохожего ловеласа, сперва обещавшего сделать ее счастливой, а затем пропадающего, оставив после себя множество вопросов. Но все оказывается сложнее. За оболочкой наивной и простой матери-одиночки, ищущей крепкого мужского плеча, скрывается крайне проницательная и подозрительная разоблачительница, которая доберется до истины при любых условиях. Вместе с тем она не перестает быть той самой хрупкой и сентиментальной мечтательницей, которая в одночасье сваливается в мир грез и бесконечных иллюзий.

Он же не просто безнадежный бабник, который всю жизнь планирует провести в скитаниях от одной к другой. Он – чуткий и ранимый герой, прячущий за оболочкой уверенности свою личную боль и драму. Порой его ложь – это предмет собственных мечтаний, в которых он же сам путается.

Стоит отметить работу художника по костюмам. То, как представлены перед нами герои, ярко иллюстрирует психотип героя. Небрежный и слегка потрёпанный вид мужчины говорит о его склонности к скитаниям и поискам, вечной тяге к веселью и прогулкам. Она же – полная его противоположность. Яркая, красивая, привлекательная, она делает всё, чтобы ее заметили и пригласили на свидание. Жаль только, что этот образ порой вызывает неоднозначную реакцию, но по мене раскрытия героини, зритель понимает, что к чему.

Важную роль в спектакле также сыграла музыка композитора Бориса Кинера. Музыкальное сопровождение проводит зрителя по пути от комичной и юмористической истории до тонкого трагизма.

Настроение меняется на протяжении всего спектакля постоянно: сначала хочется бесконечно смеяться, иронизируя над нелепыми и клишированными заигрываниями ловеласа с наивной простушкой, затем, по мере раскрытия психологии персонажей, начинаешь задумываться и анализировать, а затем и вовсе хочется рыдать, понимая, до какой точки отчаяния дошли герои. До последнего хочется верить, что у этой истории будет счастливый финал, но надежды остаются тщетными.

Скамейка — это не просто наблюдение за героями, это история о тотальном одиночестве и отчасти это отражение каждого из нас. Неизменно мы видим окружающих не такими, какие они есть, а такими, какими формирует наше внутреннее нарративное восприятие. Однако несмотря на эту тенденцию, виновны ли лишь другие в том, что не соответствуют нашим ожиданиям? Зеркало нашей собственной истории отражает проекции страхов и неудач, которые мы навязываем окружающим. Это не просто лирическая комедия, а настоящая трагикомедия, витиевато раскрывающая свои карты. Начавшись ветрено и беззаботно, она, словно перевернутая страница жизни, приходит к открытому финалу. Взволнованные зрители остаются с тяжким багажом размышлений, анализируя не только происходящее на сцене, но, возможно, и всю собственную жизнь.

Анастасия Дергаева специально для MUSECUBE
Фотографии Марии Бирюковой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.