8 ноября в музее Высоцкого театр «Револьвер» представил свою версию «Снегурочки»: танцевальный фолк-спектакль с переплясами, ручейками и хороводами под аккомпонимент балалайки и бубна.
Эта пьеса Островского очень похожа на шекспировский «Сон в летнюю ночь». В основе сюжета —любовный треугольник с беготней героев по лесу, конфликт богов из-за ребёнка и счастливый финал со свадьбой. В «Снегурочке» всё тоже заканчивается массовым бракосочетанием, только вот с главными героями Островский поступил тоже, в общем, по-шекспировски: убил обоих.
По замыслу режиссёра Сергея Власова, «Снегурочка» — это «спектакль о даре и о том, кто и какую жертву платит за то, чтобы мы снова стали жить так, как завещано богами, жить по закону любви», а главными героями являются берендеи, нарушившие договор с богами и потерявшие от того благодать. Судя по происходящему на сцене, берендеев это не сильно огорчает, потому что всё действие они беззаботно поют и танцуют, что та попрыгунья-стрекоза, а единственная ссора между женихами и отвергнутыми невестами превращается в танцевальный батл.
Из декораций присутствует соломенная сторожевая вышка (которая становится то троном, то в любовным ложем, то в жертвенным костром).
Музыка, танцы, костюмы органично сочетаются с фольклорным и местами архаичным текстом оригинала. Головные уборы героинь просто прекрасны. Постановщику Ксении Сорокиной удалось одной шапкой Бобылихи превратить драматичную сцену суда Берендея над Мизгирём в комедийную. В интерпретации Сергея Власова Снегурочка (Елена Бобровская) — не холодная и скромная дева, а такой бойкий и любопытный ребёнок; бобыли — мелкие жулики и пьянчужки, Весна домогается Деда Мороза, царь Берендей флиртует с женой главного помощника Бермяты. Видимо из мести, последний советует ему «дурацкие» указы, в духе «повелеваю всем любить друг друга». Мизгирь, богатый, но ужасно скупой, отбирает у брошенной невесты Купавы подаренные бусы. Кто теперь захочет за него замуж?
Измельчали нравы: и у людей, и у божеств! Вместо любви — похоть, вместо стремления — зависть, вместо жертвенности — эгоизм, а страсти превратились в дрязги. Не мудрено, что высшие силы прогневались. Остаётся единственный выход из этого драматургического тупика: кого-нибудь принести в жертву.
И вот мы уже слышим со сцены:
«Снегурочки печальная кончина,
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать…»
Берендеи торжественно встречают рассвет, над сценой восходит солнце.
До конца года премьеру от тетра «Револьвер» ещё можно будет увидеть на сценах музея Высоцкого и КЦ ЗИЛ.
Лана Кириенко-Кущенко специально для Musecube
Добавить комментарий