Современник и Кваша: а вдруг?

Фотография предоставлена пресс-службой театра

Другая сцена «Современника» ввела в репертуар спектакль, посвящённый Игорю Владимировичу Кваше и появившийся к 90-летию со дня его рождения. Эта очень уютная документальная биографическая постановка (выше — ни единого противоречия!), и она способна завоевать сердца поклонников театра на Чистопрудном бульваре, тех, кто интересуется историей театрального дела, тех, кто вырос за просмотром фильмов по ТВ и обожает «старую гвардию» («Соломенная шляпка» (1974), «Тот самый Мюнхаузен» (1979), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Сердца трех» (1992), «Мастер и Маргарита» (1994), «Московская сага» (2004) — крошечная часть творческой биографии главного героя байопика).

Спектакль являет собой не набор сухих фактов «родился, женился, пригодился», а раскрывает личность Игоря Владимировича через показанные обстоятельства и его окружение — рассказ получился обстоятельным, интересным, он основан на автобиографической книге артиста «Точка возврата», а также на личных впечатлениях современников и артистов театра других поколений. Можно вообще ничего не знать об уникальной истории создания «Современника», о герое повествования, о Галине Волчек, Олеге Ефремовне, Олеге Табакове, Лилии Толмачевой, Валентине Гафте, но за два часа спектакль так цепко погружает в круговерть событий, что по выходу из зрительного зала просто нет никакой другой вероятности, кроме как жадно искать и впитывать все то, что на сцене показано широкими мазками. Это не значит, что спектакль лишен подробностей (он ими изобилует), что представленные там кумиры оттепели недостаточно достоверны (они показаны в первом приближении, достаточном для понимания их самих, времени и самого Кваши). Самое главное, что дает спектакль: отсутствие горького вздоха о том, что та самая «гвардия» уходит — все они живы, здравствуют и готовы пожать вам руку, вручить цветы и даже пригласить на сцену, чтобы разделить с ними вкус радости и разочарований — ведь «жизнь артиста всегда в пути, и лучше судьбы не найти».

Тематика спектакля, на самом деле, гораздо шире определенного отрезка жизни, она, скорее, о том, что в жизни всегда должна (обязана!) быть оговорка надежды: «А вдруг?». А вдруг папа не погиб на фронте, а вдруг сейчас откроется дверь, а вдруг та самая точка возврата рассчитана с запасом, и горючего (что бы под ним не подразумевалось сейчас) хватит не только на обратный путь?

Кроме того, постановка пропитана духом уважения к корифеям сцены, желанию продолжать их традиции, перенять все то лучшее, что было в них и подразумевается в каждом из нас: честность, честь, достоинство. Вот это желание покорить и удержать нужную высоту объединило режиссера Ивана Комарова, художника Ольгу Кузнецову, художника по свету Максима Бирюкова, автора музыкального оформления Степана Азаряна, артистов Гошу Токаева, Илью Лыкова, Викторию Романенко, Семена Шомина, Светлану Иванову, Полину Рашкину, Наталью Ушакову, Елену Плаксину, Рашида Незаметдинова, Марию Аниканову, Константина Мирошникова, Ефима Белосорочку и Максима Тенякова.

Здесь ошеломительный рисунок сцены, который и подхватывает страницы книги в руках Кваши, и является ее логическим продолжением. Здесь живая музыка, и музыканты тоже вплетены в действие, а не только лишь в дополнение к нему. Здесь — жизнь! Здесь — хорошо и хочется остаться.

Ольга Владимирская специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.