“Современник”: традиции и неизведанное

Казалось бы, все московские театры уже открыли новый сезон, кое-где успели выпуститься первые премьеры, и жизнь бьёт ключом… Но “Современник” имеет давнюю традицию: сбор труппы здесь проходит 1 октября, в день рождения основателя и первого художественного руководителя театра Олега Николаевича Ефремова.

Вот и на сей раз в промозглый дождливый день на Патриарших прудах было празднично, душевно и тепло. Стартовал 67-й сезон “Современника”! Первая часть мероприятия (хотя по факту – вторая: утром коллектив театра, как всегда, успел посетить Новодевичье кладбище и возложить цветы на могилы Олега Ефремова и Галины Волчек) прошла в фойе: именно здесь разместилась выставка под названием “ОН 95”. ОН – это, собственно, Олег Николаевич, и как раз 95 лет он отмечал бы сейчас.

Чёрно-белые цилиндры с фотографиями спектаклей и репетиций (а необычная форма “холста” делает эти архивные кадры совершенно живыми) напоминают нам о Ефремове – таком, какого его знали и любили в “Современнике”.

Вспомнив об отце-основателе, коллектив “Современника” перешёл в зрительный зал. На сцене уже красовались декорации спектакля “Три товарища” в режиссуре Галины Волчек – по ещё одной традиции сезон стартует именно с этой постановки.

Как известно, после июльской отставки Виктора Рыжакова театр остался без художественного руководителя. Теперь его функции выполняет сформированный директором худсовет: Алёна Бабенко, Сергей Гирин, Светлана Иванова, Людмила Крылова, Полина Рашкина, Иван Стебунов, Александр Хованский и председатель Владислав Ветров.

Сложно сказать, насколько это решение оправдано и полезно для театра. Хотя был подобный опыт у “Современника” в 70-е – после того, как Ефремов ушёл во МХАТ, бразды правления приняла художественная коллегия. Впрочем, еле-еле пару лет так пережили, попав в глубокий кризис, и выбрали главным режиссёром Галину Волчек. Да и Театр им. Моссовета, будем честны, не так чтобы блистал в недавние времена триумвирата…

В любом случае, гораздо лучше, когда в такие переходные периоды театром руководят люди, являющиеся его плотью от плоти. Вряд ли свершится некая “культурная революция”, зато и старое, проверенное годами, наработанное и обожаемое и зрителями, и коллективом “Современника”, не будет утрачено.

Но оценить происходящее по достоинству мы сможем только в будущем, а пока давайте вернёмся на сбор труппы, где речь держал единолично (что понятно и логично) недавно назначенный директор театра Юрий Кравец.

Дабы определить фундамент, на котором будет базироваться жизнь “Современника” в течение всего года, Кравец напомнил присутствующим одну из мыслей Олега Ефремова, которую назвал “прививкой” от великого мастера: “Для меня театр – это содружество людей, живущих как бы на одном дыхании, исповедующих одни и те же идеи. Это несколько десятков сердец, бьющихся в унисон, несколько десятков умов, ищущих ответа на жизненные вопросы, которые волнуют каждого в отдельности”.

Каким же поиском займётся “коллектив, который целиком – художник”? Планы на сезон смотрятся довольно глобально, и все названия вызывают определённый интерес (что главное), а озвучивание каждого из имён постановщиков неизменно сопровождалось дружной и громкой удивлённо-одобрительной реакцией зала.

Итак, уже идут репетиции спектакля “Август. Графство Осейдж” по пьесе Трейси Леттса (реж. Марат Гацалов). Постановка появится на Основной сцене до конца 2022 года – то есть, уже совсем скоро.

Продолжается и работа над спектаклем “Филумена Мартурано” по пьесе Эдуардо де Филиппо. Режиссёр Елена Оленина презентует своё детище на Другой сцене в декабре.

Хорошая новость для юных театралов: обещают спектакль для всей семьи по сказке Андерсена “Огниво”. Другую сцену предстоит осваивать постановщику Артёму Кузину. Сроки выпуска всё те же: до конца года (то бишь, есть немалый шанс посмотреть эту новинку во время новогодних праздников, что крайне актуально, если мы говорим о привлечении малолетней публики).

В мае 2023 года на Основной сцене должен выйти “Дом, где разбиваются сердца” Бернарда Шоу (реж. Павел Сафонов).

«Мы вместе с художественным советом хотим, чтобы в этом сезоне, скажем так, опытные артисты театра “Современник” – все без исключения! – получили роли и сыграли все вместе в спектакле. – продолжил директор. – Спектакль будет называться „Из жизни ископаемых“», – эта фраза была встречена громким смехом, причём, особенно радовались те, кого причислили к “ископаемым” (здоровая самоирония – наше всё). Работа над пьесой Фредерика Строппеля доверена Алексею Золотовицкому (“Ооооо!” – зрительный зал), премьера намечена на май-июнь, площадка – Другая сцена.

А следующие премьеры анонсированы уже на следующий сезон, хотя работа над ними начнётся в сезоне текущем. Осенью на Основной сцене появится спектакль по роману Анны Николаенко “Убить Бобрыкина”. За постановку будет отвечать Гарик Сукачёв (если вдруг кто-то подзабыл, напомню, что Сукачёв профессионал – он имеет режиссёрское образование и соответствующий опыт, а сотрудничать с “Современником” ему предстоит не впервые).

Владимир Панков задумал спектакль сразу по нескольким произведениям Максима Горького (каким именно, пока держится в тайне). Репетиции начнутся весной, а премьера назначена на осень.

И во второй половине следующего сезона мы должны увидеть “Чудо святого Антония” по Метерлинку. Режиссёр – Александр Назаров (“Ооооо! Сашка Назаров!” – снова зал).

“Почти месяц общались с режиссёром Данилом Чащиным. Было очень много предложений – много интересных, много нестандартных”, – признался Юрий Кравец. Выбрали же вот что: “Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?” по роману Хораса Маккоя. В конце нынешнего сезона начнутся репетиции, а выпуск задуман только на март 2024 года.

Попробуют подступиться к роману Наринэ Абгарян “Симон”. Если материал поддастся, премьеру не придётся долго ждать.

Кирилл Вытоптов (“Ах!” – опять зал) предложил уже несколько идей. Кравец надеется, что скоро итоговая пьеса будет определена, и режиссёру можно будет приступать к работе. “Я думаю, его все любят, все знают и хорошо к нему относятся”, – резюмировал директор.

Имеется ещё ряд задумок, но пока они на стадии начальной договорённости и потому не озвучиваются публично. “Работы много. Главный наш приоритет был – чтобы труппа была максимально задействована в новых работах, в новых спектаклях, в новых премьерах”, – порадовал свой коллектив Кравец (хорошо бы, руководство всех театров придерживалось такой точки зрения).

Затем директор поведал о запланированных спецпроектах.

Первый, наверное, главный из них – режиссёрская лаборатория “Хочу как О.Н.” Шестеро приглашённых режиссёров всю осень и зиму будут знакомиться с “Современником”, его репертуаром и артистами, после чего получат выбранные руководством театра пьесы и в феврале начнут работать над эскизами спектаклей. Лучшие из этих работ превратятся в полноценные постановки “Современника”.

Нас ждёт выставочный проект к юбилею одного из основателей театра – Игоря Кваши. Грядёт и юбилей актрисы Елены Миллиоти – руководство “Современника”, пусть сама виновница торжества и не подозревала об этом, уже придумало, как отметить это событие.

Ещё из интересного: пилотный выпуск подкаста “Как я сюда попал? Современник в театре”. Задуман цикл, в рамках которого артисты, сотрудники цехов театра и зрители расскажут, что их привело в сей храм Мельпомены.

Продолжит работу киноклуб Colosseum (Colosseum – Колизей; именно так некогда назывался кинотеатр, здание которого теперь занимает “Современник”). Ближайшие октябрьские показы будут посвящены, безусловно, О.Н. Ефремову.

К радости поклонников, никуда не денется и проект «Современник „Современника“», в рамках которого зрители из первых уст слышат истории людей, “чьи жизнь и творчество меняют реальность”. Следующий на очереди – артист Юрий Стоянов.

Более того, проект расширит свои границы: Youtube-видеошоу под тем же названием продемонстрирует, как актёры проведут один день с представителем той профессии, которую они приобрели до посвящения себя искусству.

Наконец, к 110-летию драматурга Виктора Розова в августе 2023 года будет выпущен сборник его пьес.

Далее Кравец рассказал о гастролях (есть договорённости с Санкт-Петербургом и Ярославлем, ведётся диалог с Нальчиком), поздравил, как водится, недавних юбиляров, поприветствовал недавно влившихся в коллектив театра сотрудников, в том числе артистов стажёрской группы и ставших неразрывной частью труппы Ольгу Родину и Викторию Толстоганову.

Была озвучена новость, что Алёна Бабенко станет совмещать актёрскую стезю с должностью директора Фонда поддержки театра “Современник”. Отдельного поздравления удостоился Владислав Ветров, получивший звание народного артиста России.

“Вот на этой весёлой, праздничной ноте давайте закончим сбор труппы. Впереди у нас репетиции спектакля „Три товарища“ – Галина Борисовна очень любила, чтобы этим спектаклем открывался сезон 1 октября, – подвёл итог Кравец. – Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!”

И “Современник” отправился в свой 67-й сезон – пока ещё полный неопределённости, но явно заряженный на позитив. Именно театр позволяет нам пусть ненадолго, но спрятаться в ином мире в самые сложные времена. От всей души желаю “Современнику” согреть как можно больше душ!

Ирина Петровская-Мишина специально для MusecubeФотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.