Странная миссис Сэвидж: если ваши глаза умеют видеть

Странная миссис Сэвидж: если ваши глаза умеют видеть
Использовано фото с официального сайта театра

18 сентября  Театр Дождей сыграл лирическую комедию с элементами детектива в двух действиях «Странная миссис Сэвидж». Премьера постановки состоялась 13 июня 2009 года, и с тех пор спектакль по пьесе Джона Патрика с неизменным успехом идет на большей сцене Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. В этот раз был аншлаг и  публика, подтверждая название сцены, была преимущественно молодой.

Пьеса «Странная миссис Сэвидж» идет на российской сцене с 60-х годов прошлого века. В первой постановке главную роль сыграла легендарная Фаина Раневская. Затем на протяжении многих лет пьеса была очень популярна — ее ставили на сцене многих известных театров СССР. В чем же секрет такой популярности?

При видимой легкости жанра, спектакль впечатляет своей глубиной — он обращает нас к нашим ценностям, морально-нравственным ориентирам, даже в какой-то мере заставляет задуматься о целях наших жизненных усилий. В названии пьесы есть игра слов: Savage — фамилия главной героини —  в переводе означает «дикая» или «дикарка».  Пожилая вдова, став обладательницей миллионного состояния, подвергает сомнению безусловную ценность богатства, что в глазах капиталистического общества выглядит как сумасшествие. Миссис Сэвидж при этом не просто хочет «неразумно» тратить свои деньги, она защищает свою позицию, ставя более сильных противников — приемных детей — в нелепые ситуации.

Мы видим противостояние  между хрупкой, одинокой основательницей  «фонда счастья» с ее «безумными» целями реализоваться в искусстве, разглядеть в людях их созидательную суть и помочь осуществиться их мечтам, и статусными сильными гражданами, обладающими властью и объединенными общими взглядами. Она как будто бы одна и слаба, а они — втроем и сильны. Кто победит? Как часто мы в жизни в подобной ситуации ответили бы: конечно, они. Разумные, приземленные, уверенные в себе. Но когда мы смотрим спектакль, то мы всей душой болеем за миссис Сэвидж, мы надеемся на чудо, и мы его получаем.

К тому же героиня в определенный момент перестает быть одинокой — у нее появляются друзья, обитатели клиники «Тихая Обитель». Автор пьесы дает такой комментарий к интерпретации образов: «Главное, чтобы в «Странной Миссис Сэвидж» славные больные, помещенные в «Тихую Обитель», были показаны с теплотой и уважением. Их дом – не «сумасшедший дом», и эти приятные люди – не «сумасшедшие». В постановке Натальи Никитиной мы можем наблюдать именно такое прочтение пьесы.

Общая черта Театра Дождей — его спектакли бережно и профессионально погружают в тему, оставляя нежное послевкусие. Об увиденной истории приятно вспоминать, а присутствуя в зале, безоговорочно веришь всему происходящему. Необходимо отдать должное артистам, их игра вызывала непосредственный эмоциональный отклик: грусть, любопытство, симпатию,  или, наоборот, неприязнь.  Александр Иванов очень убедительно сыграл «настоящего гада» (сенатор Тит, пасынок миссис Сэвидж). Юлия Ахмедшина в роли миссис Пэди. почти без слов удерживала внимание на безобидных «выходках».  Весь актерский состав создавал гармонию единого действа, наполненного смыслом. И, конечно, нельзя не упомянуть Елену Сапронову в роли главной героини — ее прекрасная игра была той осью, вокруг которой возникала эта гармония.

Если ваши глаза умеют видеть, то вы увидите немного грустную историю об отношениях, об одиночестве и о том, на что способны мечты — они могут свести с ума, если их так никогда и не реализовать. Историю, рассказанную с добротой и уважение к каждому зрителю.

Мария Емельянова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.