Создай сад своими руками

CX60ZHISLAВ апреле 2014 г. я побывала на премьере спектакля «Вишнёвый сад» (по последней пьесе А.П.Чехова) в Малом драматическом театре – Театре Европы, можно сказать, бесплатно (250 рублей), а вообще цены на билеты именно на этот спектакль просто фантастические (доходят до 10 000 рублей с рук!!!), и ведь покупают же, теперь Лопахиных у нас много! Небольшой душный зал (заслуживает такой театр, конечно, большего) был битком набит.

Войдя в зал, оказываешься внутри усадебного дома со стеклянными дверями, как будто пришла туда в гости. В центре зала – бильярдный стол, и Гаев пытается положить «жёлтого в середину». Отогнув ткань, Раневская – Ксения Раппопорт кинется целовать свой шкафик. Стулья в зале затянуты серыми чехлами. Сцены в спектакле практически нет, герои живут в доме среди зрителей. Сада как такового тоже нет, он существует вне этого пространства, а появляется лишь запечатлённым на киноплёнке, как нечто памятное из прошлой жизни. В конце спектакля герои увозят с собой коробки со старой выцветшей плёнкой, вручённые им Лопахиным. На этой плёнке среди деревьев шумящего райского бесконечного сада гуляет сама Раневская, её брат Гаев (И.Черневич) и маленький сын Гриша в матроске. Цветущий сад снял на плёнку оператор Алишер Хамидходжаев. Это сад под Штутгартом, самый большой в Европе. Фильм очень хорошо вписывается в сценографию, которая в этой постановке потрясающая!

Заслуженному художнику России Александру Боровскому (кстати, сыну выдающегося отечественного сценографа Д.Боровского, которому в этом году исполнилось бы 80 лет) удалось воссоздать дух дворянской России и перенести зрителя в начало ХХ века. Художник оставил закрытую белым занавесом – экраном сцену пустой. Туда убегают целоваться Яша с Дуняшей, а Лопахин за экран уведёт для объяснения Варю (Е.Боярскую). Так что А.Боровский – полноправный соавтор Льва Додина в этой постановке.

tDnpxFRem24А постановка эта – вторая, первая была осуществлена режиссёром 20 лет назад. Тогда художником был знаменитый сегодня, в том числе благодаря циклу своих книг, на которые сегодня очереди в библиотеках, Э.С.Кочергин. В новом спектакле супруга Додина Т.Шестакова, игравшая прежде Раневскую, примерила цилиндр приживалки Шарлотты Ивановны. К сожалению, этот образ получился не очень выразительным, хотя в нелепой судьбе Шарлотты есть сходство с нелепой судьбой Раневской, потому что Любовь Андреевна живёт как приживалка при жизни, ничего не понимая в ней.

В новой версии спектакля Л.А.Додин легко убрал границу между миром чеховских героев и нашим, придвинул их к нам. В то же время режиссёр сохранил тот смысл, который вложил в пьесу Чехов. История о смене эпох, дополненная философией о будущем человечества, детально отображена в постановке. Благодаря игре актёров труппы МДТ – Д.Козловского, К.Раппопорт, Е.Боярской, И.Черневича – знакомый сюжет также приобретает современное звучание, так как проблемы, поднятые Чеховым ещё в начале ХХ века, актуальны и сегодня.

В новом додинском спектакле не хватает двух персонажей –Симеонова-Пищика и Прохожего, текст сокращён, реплики переставлены, некоторые даже изменены. Действие развивается вокруг двух взаимодействующих центров – Раневская – Лопахин. У них есть нечто общее. Раневская – Раппопорт предстаёт женщиной серебряного века, очень женственной. А в кинокадрах она напоминает звёзд немого кино. И понятно, почему Лопахин давно и тайно любит её, Раневскую, и жениться готов на ней, а не на Варе!

Данила Козловский играет Лопахина с нечеховским диапазоном. Он полон внутреннего огня, энергии. Счастье от покупки сада заставляет его кричать и петь. Его герой – не порядочный человек. А Чехов-то видел его иначе: «Лопахин… Купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов…».

n4kBKxt8wmAА герой Козловского смог взять гибнущий сад – и взял, и то же сделал с влюблённой женщиной. Уже перед отъездом Лопахин затягивает Варю в темноту. Возвращаются оба умиротворённые. Она – с распушенными волосами, растрёпанные оба. Поправляя рубашку, он спрашивает: «Теперь куда собираетесь?» Варя (Лиза Боярская) сумеет не закричать и не заплакать, но пустой голос, которым она отвечает: «К Разгулиным!» — страшнее любой истерики. А Лопахин Козловского так и не сможет понять, что сам срубил своё счастье, свою жизнь.

Фирс (Александр Завьялов) – как смысл всего ушедшего в спектакле. Становится странно, когда герой дёргает все двери, и они оказываются закрытыми. Кажется, и нас, зрителей, заперли, забыли вместе с ним…

Надежда Гаврис, специально для MUSECUBE

Фотографии взяты из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.