Когда 3 января 1890 года балет «Спящая красавица» впервые был исполнен на сцене Мариинского театра, сложно сказать, думали ли его создатели о том, что больше века спустя, спектакль будет идти на самых известных подмостках в мире, а первую, или императорскую версию, восстановят на исторической сцене. Тем не менее, несмотря на то, что те спектакли, к которым привык зритель, а именно интерпретации Ю. Григоровича или К. Сергеева, естественно, более актуальны и понятны современному зрителю, посмотреть на то, как балет был задуман изначально, возможность появилась в 1999 году. С этого года балет исторический шел в паре с современной версией Сергеева в Мариинском театре. Императорскую версию показывают не так часто, но уже то, что постановка есть в репертуаре, радует поклонников балета и предоставляет возможность оценить гений Мариуса Петипа и Петра Чайковского.
«Спящая красавица» – парадный спектакль эпохи классицизма, который Иван Всеволожский и Мариус Петипа задумали как своего рода подношение императору Александру III. Еще в XVII веке Шарль Перро задумал cказку «Спящая красавица» — аллюзию на то, что Людовик XIV «разбудил» Францию. В русской балетной версии задумывалось, что Александр III – человек, разбудивший Россию.
Историческая постановка – это буйство красок на сцене: декорации, костюмы, бутафория. «Балет-феерия» по праву носит эту характеристику, поскольку музыка, хореография, визуальная составляющая и сама постановка существуют на сцене на ровне друг с другом. Подтекст балета – торжество монархии, а потому размах балета по истине имперский. Тем более, логичным звучит в конце балета гимн Дома Бурбонов «Да здравствует Король Генрих IV» – ведь он не просто так оркестрован Петром Чайковским, потому что это – олицетворение абсолютистской монархии, ведь, как говорил сам король-солнце, «Государство – это я».
Что, помимо прочего, отличает историческую версию от современной, так это то, что мужских партий в балете практически не существовало. На премьере Мариуса Петипа принц не танцевал ни в одной сцене, только поддерживал балерину. Позже, уже в вариациях Григоровича мужскому танцу будет уделено особое внимание. Принц Дезире (Ксандер Париш), конечно, больше символ в спектакле, как оно и было задумано, однако в постановке Мариинского, в III акте возможность проявить себя у принца была, хоть и не настолько, как хотелось бы, но, на то она и историческая версия. Партия Авроры в исполнении Виктории Терёшкиной передана именно так, как, видимо, и задумывал М. Петипа, ведь у него балерина — равно балетный танец. Она сияющая, радостная, с легкостью исполняющая сложнейшую партию на протяжении трех актов.
Спектакль в первый раз давался в новый год, и он с самого начала стал кассовым балетом, что, после просмотра кажется совсем не удивительным. Сегодня зал Мариинского театра снова забит до отказа. Любознательность петербуржцев и гостей города прямо коррелирует с тем, что происходит на сцене, ведь артистам балета не менее интересно «играть» в историю, как зрителям – смотреть на нее.
Яна Квятковская специально для Musecube
Добавить комментарий