Премьере «Свадьбы Кречинского» в Театре на Трубной предшествовал пресс-завтрак. Рассказывая о нём, я уже затрагивала трагичную историю создания пьесы Александра Сухово-Кобылина. Не буду повторяться, но напомню, что написал автор своё творение в тюрьме, а потому, несмотря на жанр комедии, из-под его пера вышла печальная глубокая история с шикарно прописанными персонажами и философскими вопросами. Традиционная для того времени (годы создания пьесы — 1850-1854-й) тема истории двух молодых несчастных влюблённых, которым мешает старик-отец, приобрела иное звучание, когда «принц на белом коне» оказался отъявленным мерзавцем.
Признаюсь, премьеры я ждала с некоторым трепетом. Мне всегда интересно, какими красками заиграет в современном театре пьеса, написанная 180 лет назад. С одной стороны, всегда интересно заглянуть в другое время. С другой – зрителям интересны их насущные проблемы, и поговорить о них в интерьерах другого периода – задача не из лёгких.
К слову об интерьерах. Зал «Эрмитаж» Театра на Трубной словно создан для этой постановки. Шикарные помпезные люстры, зеркала, лепнина, барельефы – всё это уже настраивает на торжественный лад. Удачной находкой стало размещение сцены по центру зала: это не просто даёт зрителям больше возможностей насладиться зрелищем, происходящим как на ладони, но и удивительным образом создаёт потрясающую гармонию и симметрию. Моё сердце покорил и балкон, сделавший картинку более «кинематографичной» и объёмной (художник-сценограф — Анастасия Глебова, художник по свету — Евгений Виноградов).
Пока речь идёт о неодушевлённых предметах, назову ещё один: колокол. Я бы сказала, что это персонаж, который прекрасно отыгрывает свою роль, внося оживление и вызывая улыбки. Подробнее рассказывать не буду, ведь вы же наверняка захотите увидеть всё своими глазами.
Нельзя не отметить и чудесные костюмы, каждый из которых сделан с любовью и вниманием к персонажу (художник по костюмам — Андрей Климов). Отдельная тема – музыкальное сопровождение, которое тонко оттеняет сюжет пьесы (композитор — Сергей Долгушин).
Спектакль (режиссёр-постановщик — Дмитрий Астрахан) сделан мастерски. Само начало, когда мы видим сидящих за столом мужчин, которые увлечены игрой, намекает нам на то, что для главного героя, красавца-мужчины Кречинского, всё в этом мире всего лишь игра. Он жонглирует картами, замыслами, сердцами и переставляет людей, как фигурки на шахматной доске, не испытывая жалости. Кречинский прекрасен в своём «злодейском» воплощении, умён, воспитан, способен поддержать разговор на любую тему и говорить на языке своего собеседника.
Чего стоит только сцена с письмом для Лидочки, в которой Кречинский выступает в роли настоящего творца, тёмного созидателя, игрока и манипулятора. С таким пылом он мог бы писать романы, создавать поэмы, ваять шедевры из мрамора, но все свои таланты он использует только для одного – достижения своих целей.
Его последняя фраза: «Сорвалось», — пусть и слышится рёвом зверя, но вполне могла бы быть брошена Кречинским и за карточным столом. И ничего, что в проигранной партии пострадала честь славной семьи и невинной девушки, о таких мелочах Кречинский даже не думает.
Интересна и «партия» самой Лидочки. Юная и мечтательная, она влюбляется в изысканные манеры Кречинского, ведётся на его танцевальный талант, воспламеняется от его умелых комплиментов. Её доверие безгранично. В самой Лидочке нет корысти и расчёта, и она не позволяет и тени сомнения вкрасться в её влюблённое сердце. И даже когда истина открывается, Лидочка не спешит отказываться от возлюбленного, она отдаёт фамильное украшение и продолжает цепляться за призрак своего счастья. Кто-то видит в этом милосердие, кто-то наивность, а кто-то глупость, и лицемерие. Впрочем, это тема отдельной дискуссии.
Несмотря на то, что для зрителя с первой минуты нет никакой тайны в том, что перед ним негодяй, решивший соблазнить девушку, а потом подчинить её себе с тем чтобы распоряжаться её состоянием, трагичность настигает только в финале, и то об этом можно поспорить.
Вся постановка пронизана искрометным юмором, от чего происходящее воспринимается с ещё большим интересом. Львиная доля этого успеха принадлежит Расплюеву (Александр Овчинников), который не оставлял зрителям шанса остаться серьезными.
Исполнители ролей справились с ними на десять из десяти. Моё восхищение: Андрею Карако (Кречинский), Татьяне Горбуновой (Лидочка), Елене Анисимовой (Атуева), заслуженному артисту России Александру Мохову (Муромский).
Рекомендую. Это прекрасно, поэтому вы должны это увидеть.
Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий