Тайна Распутина: в куски разлетелася корона

тайна распутинаВихри враждебные веют над нами,
Тёмные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут…

«Варшавянка»

В заглавии этого рассказа – строчка из куплетов В. Высоцкого к спектаклю «Десять дней, которые потрясли мир». В представлении театра «У Никитских ворот» «Тайна Распутина» тоже есть куплетист с гитарой (Денис Сарайкин), но не матрос, а скоморох в соответствующем колпаке, комментирующий события на пару с неким былинником речистым (Михаил Озорнин). Последний отвечает за документально-историческую часть пояснений – даже обращается в какой-то момент к залу как свидетелям из будущего – шут же полностью погружён в период слома эпохи и выражает народное мнение предреволюционного момента. Так что готовьтесь: в выражениях это мнение не стесняется, а цензура пьесы не коснулась. Иначе невозможно: зрители должны понимать – вот этого симпатичного, трогательного с виду самодержца (Константин Иванов поражает портретным сходством) и заботливую государыню (Наталья Корецкая) народ после Ходынки и Кровавого Воскресенья истово ненавидел, вымещая злобу, усугублённую мировой войной и массовым обнищанием, на всём, что связывалось в коллективном сознании с царской семьёй.

Была ли императрица в интимной связи с дикарём и маньяком Распутиным? Когда умы разгорячены, сердца ожесточились, а в руках винтовка, такие мелочи уже не имеют значения. Распутин, по сути, некоторое время правил Россией, мешая всем снизу доверху. Убийством «друга семьи» знать пыталась вернуть своё влияние на Николая Второго, но судьба уже вынесла приговор им самим.

Розовский не выступает с позиций исторического материализма – он художник, его миссия в том, чтобы показать, как выглядит разложение правящей верхушки: взяточничество, разврат, пьянство, интриги и мистицизм, в которые впали «сливки общества», мы наблюдаем в самом что ни на есть наглядном образе. Хоровод разнокалиберных кровососов (священник, генерал, банкир, псевдоучёный, министр) кружит вороньём над разорённой страной, упорно не замечая, что конец не просто близок – он уже состоялся. Лаконично и ярко показывают этих персонажей Юрий Шайхисламов, Александр Чернявский, Станислав Федорчук, Александр Бычков и другие.

Женские образы связаны в спектакле единой темой: поклонения, назовём иносказательно, нефритовому жезлу (скоморох это споёт открытым текстом, не надейтесь). От сдержанной приязни, кою демонстрирует Её Величество, и раскованных кульбитов фрейлин, до одержимой пляски сифилитички Хионии (Татьяна Дьяченко) все дамы ведут себя как «жрицы любви», кроме разве что Анны Вырубовой (Николина Калиберда). В конце концов, именно на свидание с одной из них, княгиней Ниной (Яна Прыжанкова), врагам Распутина удаётся заманить «старца» в западню. Кто интересовался историей, не удивляется – в канун революции, начиная с Великой Французской, этические барьеры падают ниже всякого плинтуса, под которым их и хоронят, пока в обществе не пустит ростки новая этика. (И вот уже развратный танец вальс причислен к лику классических, а нишу занимает, скажем, буги-вуги…)

Но отдельная биография не может длиться вечно, и проклятый распутинский круг выпадает разомкнуть князю Юсупову (Игорь Скрипко). «Новый Христос» феноменально живуч – чем пугает убийц и довольно долго развлекает публику – но в итоге всё происходит так, как мы и ожидали.

В финале звучит песня о жалости к монарху: ведь он в узловой точке истории лишь «злополучный прохожий», по меткому выражению Виктора Гюго (правда, тот имел в виду Людовика Пятнадцатого, но из далёкой эпохи грустно смотрит на нас также и Карл Первый Английский, да и президент Кеннеди просится в этот скорбный лист). Никто не жалеет «хлыста» Гришку: жил, злодей, в своё удовольствие, куражился, пророчествовал всласть. Распутин – сильная актёрская работа Юрия Голубцова. Давно поклонники театра «У Никитских» ждали, когда артист возвратится в лоно драмы: мы помним и «Входит свободный человек», и «Носорогов», и «Дядю Ваню». Кстати, комические способности, то есть глубокое проникновение в человеческую натуру, даже не будучи востребованы сегодня прямо, позволили Ю. Голубцову сделать Григория по-настоящему страшным, угрожающе обаятельным и загадочным. Пожалуй, тайна Распутина сегодня так и не раскрылась – нужно смотреть, как будет развиваться спектакль дальше. Постановщик и артисты не предлагают решения. Будем думать.

На поклонах премьерного спектакля публике представили всех причастных к его созданию: композитора Т. Смольскую, балетмейстера А. Николаева, сценографа Л. Подосенова, хормейстера Е. Гусар, художника по свету Е. Братякова, автора костюмов Е. Шульц. А автору пьесы и режиссёру-постановщику М. Г. Розовскому, к тому же, вручили приз «Литературной газеты» за вклад в драматургию.

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.