Там, где живут ангелы

Что там, где уже ничего нет? Когда жизнь оборвалась? Кем мы будем там? Что нас ждет? Непростые вопросы, о которых рано или поздно думает каждый. Свои ответы на них предлагает Этюд-театр — молодые выпускники мастерской Вениамина Михайловича Фильштинского или попросту «Фильшты» поставили спектакль «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова. 2 ноября на сцене новой театрально-концертной площадки «Скороход» они снова и снова рассказывают зрителю, как это – жить после смерти.

Публику встречают бумажные самолетики – так теперь рассылаются по рядам программки к спектаклю. Долетит, не долетит послание… Поймаешь его, или оно не достигнет цели? Успеешь прочитать или оно пролетит у тебя над головой? Режиссер Галина Бызгу, кажется, больше всех волнуется за ребят, кратко рассказывая перед спектаклем, куда же попали зрители.

Люди. Обычные люди. Только с крыльями, а значит – ангелы. И летать они умеют, а сердиться — не могут. А еще — не могут ругаться, умирать, любить, а главное — не могут попасть «на свободу» — в ту, прошлую жизнь, где остались их родные и близкие.
Все это старожилы объясняют новеньким, что приходят к ним постоянно, буквально из ниоткуда. Вот, например, Вася (Семён Серзин). Свалился как снег на голову и совершенно не понимает, что происходит вокруг. «Что делать умеешь, Вася? Для души?» — только это здесь важно, только это интересно местным жителям. И как же радуются они, когда выясняется, что новенький-то оказывается, на гитаре играет! И тут же — инструмент в руки, и слушать, слушать… «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» — и ангелы прислушиваются к словам, тут же принимая музыканта за своего.

У каждого здесь – своя история, свое воспоминание.
Марусю (Надежда Толубеева) жених убил. Она его даже и знала толком. Так, «подмигивала ему из окна». Обычная история, родители не разрешили встречаться. Вот он ножичком ее и пырнул… Так, просто, ни за что.
Неискушенная в делах любви, она допытывается у более опытной тети Тани (Алессандра Джунтини), что  же такое любовь? «Чтобы другому человеку было хорошо» — поясняет та. «А мне сейчас хорошо. Значит, он любил» — делает нехитрый вывод девушка.
А Тетя Таня в свою очередь рассказывает о своем «прекрасном принце». «Красивый, сильный, добрый…у всего общежития его портрет на тумбочке стоял…» — «Да кто же он?» — «Ленин» — мечтательно вздыхает та. Простая советская женщина, она замерзла в блокаду, и только теперь смело может рассказывать о своих фантазиях.

Мужчины. Война. Смерть.
Веселого Тоху (Филипп Дьячков) убили на войне. Прикурил он, а снайпер тот огонек увидел. Случайно и неотвратимо. По-дурацки и наповал…«Дурак был» — объясняет он более старшим товарищам и оправляется заниматься агрономией, «дурь лютую» выращивать. Где наша не пропадала!

А Вася никак летать научиться не может. Вроде и крылья есть, а не получается. Все им, этим новеньким, объяснять надо. Но «Серега научит!» Процесс этот долгий, но сколько же счастья, когда, наконец, получается!

Hа ковpе — вертолете
Ветер бьет в глаза.

Ух! Теперь-то он точно ангел!

Печаль подкрадывается, откуда не ждали. И тем самым снайпером оказывается Вася. И немая сцена так громко кричит о непоправимом. Мужские объятия сильнее слов. И Вася тихо идет вешаться. Но ангелы не могут умирать…

Ком подступает к горлу от сцены, где герои пишут письма «на свободу». Кто-то – искренне веря, что дойдет, а кто-то «за компанию». Вася пишет маме. Трогательно и нежно. Только бы она не волновалась сильно. Обычное письмо. И только подпись такая, что слезы наворачиваются на глаза. «Вася. Ангел».
Старейшина Саныч (Кирилл Варакса), прошедший через побег из рая и, наконец, смирившийся с действительностью, лучше всех знает, что «не долетит», и все же просит почтальона оставить надежду — не возвращаться, не говорить, что письма не дошли.

Музыкальное сопровождение идеально вписывается в канву спектакля. Сочетание Альберто Иглесиаса и КИНО, Агаты Кристи и Нирваны наполняет и продолжают действие, когда уже не хватает слов.

И все же, какая она, любовь — все допытывается Маруся, и понять пытается, делятся ли ангелы на мужчин и женщин. Никогда не знавшая любви, ей все любопытно. Как, например, мужчины с женщинами знакомится и как понять, что нравятся друг другу? И Вася, смущаясь и запинаясь, пытается рассказать о том, что нельзя передать словами. Это можно только почувствовать. Ангелам нельзя любить, но молодые люди еще не знают, что будет, если она всё же случится…

Проснись, это любовь,
Смотри, это любовь

И если так грустно, почему же так весело? Почему постоянные зрители приходят сюда вновь и вновь? Смех сквозь слезы, радость после горести. Молодые актеры так прекрасны и порывисты, и им действительно веришь. И еще, теперь ты точно знаешь — любовь побеждает смерть даже в раю.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта «Этюд-театра»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.