Треснувшая хрустальная ночь Гельвера

Треснувшая хрустальная ночь Гельвера

В завершение XXIV ежегодного международного театрального фестиваля ТЮЗа им. А.А. Брянцева в рамках специальной программы «Легенды театрального Петербурга» в Театре им. Комиссаржевской был показан спектакль «Ночь Гельвера». В этом году спектаклю – лауреату высшей театральной премии Золотой софит 2013 года («Лучший спектакль на малой сцене», «Лучший актерский дуэт») исполнилось 10 лет.

Эта постановка – по пьесе польского драматурга Ингмара Вилквиста, и речь в ней идет о событиях «хрустальной ночи» – начале еврейских погромов в нацистской Германии. Режиссер Александр Баргман не переносит действие в современность, но и не дает прямых отсылок ко времени, будто это может случиться с любой нацией в любую эпоху.

Спектакль разворачивается в узком вытянутом пространстве малой сцены, на расстоянии вытянутой руки от зрителя, который попадает в крохотную квартиру двух героев – Карлы и Гельвера. Художник Анвар Гумаров создает скромно-мещанский быт, подчёркнутый деревянными ступенями-кроватями, кружевными занавесками и круглым окошком, затянутым тонким пергаментом.

Тридцатилетний Гельвер (Денис Пьянов) – по развитию ребенок, всё еще играющий в оловянных солдатиков, и Карла (Оксана Базилевич), которая, кажется, его мать (правда, с виду она немного старше его), пытаются спастись от погромов,  учиняемых невидимой толпой во главе с вожаком Гильбертом. Слышны лишь страшные выкрики «Ублюдки!», которые всё ближе и громче, и стук сапог. Такие же сапоги играючи натягивает Гельвер, один из “ублюдков”, по мнению нацистов, неполноценный, от него необходимо избавиться для чистоты расы. Гельвер не умеет отличить добро от зла. Вернувшись с улицы с нацистским флагом и рассказывая с придыханием о том, как отморозки сжигают церковь, бьют витрины и убивают детей, он пытается научить мать быть солдатом, муштруя ее и внезапно превращаясь из трогательно-беззащитного существа в беспощадного отвратительного человека, наделенного властью. Заигравшись, он таскает ее за волосы и кидает на пол, словно поломанную куклу.

Алогичное поведение Гельвера – демонстрация то ли силы пропаганды, с легкостью отменяющей здравый смысл и расчеловечивающей слабых, то ли подсознательное стремление героя спасти себя и мать, мимикрируя и усыпляя бдительность убийц.

Насилие Карла сносит покорно, будто обряд бичевания, будто наказание за страшный грех в прошлом. Заботу об усыновленном много лет назад блаженном Гельвере она воспринимает как искупление. И снова страшное и необратимое решение она принимает из любви — в прошлый раз, избавившись от дочки с инвалидностью —  к мужу. В этот раз — чтобы облегчить страдания сына.

Еще одним героем спектакля становится звук, а вернее, чередование тихих исповедальных монологов героев и громких эмоциональных всплесков — топота сапог, звона стекла, стука жестяных коробок, падения человеческих тел об пол. Но самый страшный звук — в финале, когда хрупкие стены дома Карлы и Гельвера рушатся под ударами убийц, обнажая перед зрителями пронзительно синее небо и вид на Итальянскую улицу. Такое благолепие — рядом с преступлением против человечества. Возможно ли?

Наталья Стародубцева специально для Musecube

Фотографии Юлии Паршаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.