Уж не пародия ли он?

Уж не пародия ли он?
Фото Татьяны Емельяновой

— Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд, — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? (с)

 

— Да нисколько оно не изменилось, Воланд — ни московское, ни петербургское. По-прежнему хотят зрелищ.

 

И сначала мне стало как-то не по себе, когда полный зал ЛДМ рукоплескал стоя контемпорари-мюзиклу «Демон Онегина», а потом сама встала и похлопала — люди же старались. И вышло это очень по-пушкински. Пушкин, как писатель, заложивший основы этики русской литературы, всегда шел к человеку и ненавидел в человеке онегинское презрение ко всем. Однако и жалел сердечно. Именно поэтому из поколения в поколение передается миф об Онегине ищущем, тонко чувствующем, тоскующем. Но это не тоска, это скука, а скука характеризует человека с низким IQ, как известно. До сих пор не могу остановиться на единственной версии о сути «Демона». Что это — тончайшей выделки стеб или вульгарная безвкусица с элементами здорового романтизма и нездорового эротизма? Два с половиной часа герои Онегина, руководимые схожим манерами с Джеком Воробьем, демоном, очаровательным своей придурковатостью, проживали свои героические жизни.

 

Первая сцена. Предположительно, Франция (по крайней мере, сестры милосердия говорят на французском). Предположительно  сумасшедший дом. Неопределенного возраста человек с грязными седыми волосами бредит по-русски, ожидая Татьяну. Предположительно, Онегин. Видение. Является Татьяна и как бы из последних сил выкрикивает, что прожила не свою жизнь, родила не своих детей и «о, как бы она хотела все изменить». Демон маячит тут же и предоставляет шанс перепрожить жизнь, причем неотступно следит и руководит каждым шагом героя. Ни о какой свободной воле и свободе выбора не может быть и речи. Кукла-Татьяна влюбляется в куклу-Онегина, кукла-Онегин убивает куклу-Ленского, за которого было собралась замуж кукла-Ольга. И вот случается то, что должно случится — счастье было так возможно, но Татьяна замужем за генералом, которому собирается быть век верна, о чем сообщает Онегину, спустя два мучительных года (а для меня мучительных два часа). И вот тут-то все демонские чары как бы рушатся от такого категоричного «нет» своему возлюбленному, такого тихого и уверенного пафоса долга. И все — трепещи, белокурый демон, теперь Татьяна знает, что прожила-то она свою жизнь и родила своих детей, о чем в финальной сцене со слезами умиления поет вся в белом.

 

Ничего нелепее, чем такой финал, если уж ты решил пободаться с классикой и расставил совершенно иные, ничего не имеющие с Пушкинскими акценты, выдумать невозможно. Семь лет писал «Онегина» Пушкин и сам называл работу над этим романом подвигом. Создавался роман таким образом, что каждая глава была настолько законченной и продуманно самодостаточной, что могла быть последней…

 

Либретто «Демона» похоже на письмо дяди Федора из мультфильма Простоквашино: по ощущению его абсолютно не сговариваясь собрали разные люди, и теперь Онегину, похоже, тоже можно спать на снегу, так как шерсть у него выросла длинная, шелковистая. Страшновато звучит, но «Демон Онегина» — продукт деятельности лаборатории… продюсерской компании Makers Lab, которая (внимание!) «создает искусство», клепает мюзиклы один за другим. Все бы хорошо, но уж очень дурно пахнет ваше искусство. Но ходить будут толпами и скандировать «бис» во веки веков. Ибо очень легко идти вниз. А под руку с прекрасным демоном еще и приятно!

 

Лена Ле специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.