«Вдовий пароход» под небом в цветах перламутра

Премьера спектакля «Вдовий пароход» состоялась 21 июня 2017 года. За неполных пять лет эта работа выросла (во всех смыслах этого слова) из студенческой аудитории и учебного театра, покорила множество именитых фестивальных сцен и совсем недавно — 24 февраля 2022 года — была представлена в 50-ый раз как репертуарный спектакль Театра города М.

Юбилейный показ (ввиду календарных дат) был особенно щемящим и страшным, но оттого — невозможно пронзительным!..

Пятьдесят раз (а учитывая этюды в стенах ГИТИСа, — и того больше) в замызганной коммунальной кухне счищалось и слетало все наносное, прошлое, ненужное.

Слетало и падало — от громких ссор, неосторожных слов, неумения любить и невозможности жить.

Слетало и путалось под ногами — при том обнажало настоящее, угловатое, неудобное.

Слетало и мешало мыть полы — и порождало новый виток соседских склок, однако роняло из дырявых карманов зерна какой-то новой истины и щемящей надежды…

Слетало и орошалось брызгами воды из банных тазов да смахиваемых украдкой слез.

Слетало и… прорастало — сквозь запотевшие окна, дребезжащие трамваи, затхлые комнаты, неприбранный стол, разбитые банки, непошитые пелёнки, неугомонный телефон, младенческий крик, расстроенное пианино, горькие воспоминания и убитые надежды.

Прорастая, рушило изнутри этот списанный со всех людских счетов «вдовий пароход», этот пуд съеденной соли, нечеловеческих страданий и горьких утрат, таща за собой — к свету — соседей по несчастью и эпохе.

Из размазанных по десятилетиям женских судеб, со всеми присущими тому — послевоенному — времени травмами поколений и духовному опустошению вырос спектакль, который даёт надежду жить и не откладывать свои мечты на потом, дает знание, что любить можно прямо здесь и сейчас — безо всяких условий и условностей, дает осознанность, что заботиться о других помогает одна лишь любовь, но не чувство вины и долга.

Вынужденное сосуществование в одной коммуналке полярно разных женщин и мимолетных — в их жизни — мужчин показано через призму коллективного и бессознательного отношения к родившемуся в этих стенах мальчику, чей отец, по его болезненному осознанию, — советская армия. Мальчик этот рос в искалеченное время, когда не умели контейнировать эмоции, но с рождения думали о необходимости вступать в комсомол, когда не прислушивались к желаниям и чаяниям подрастающего поколения, но руководствовались опытом поколения старшего и безапелляционным внутренним «надо», когда своих волокли за собой согласно условиям военного времени и строящегося коммунизма, не давая возможности выбрать свой собственный путь, когда вся забота сводилась к хоть какому-то соблюдению того, что нынче принято называть конституционными правами — без толики душевности и эмпатии. Мальчик этот то сливается с темными стенами, не привлекая внимания к себе, ещё не родившемуся и неповзрослевшему, то выходит на авансцену, в мгновение ока добавляя внутренним собою пару десятков лет своим соседкам. Он, точно маховик времени, то рисует морщины утерянной молодости и приобретённого опыта, то стирает их, являясь внутренним камертоном перекидного календаря и координатами на карте мира.

Однако спектакль вовсе не о политике и сложностях восстановления страны после войны, — он о чистоте сердец и помыслов.

И эта хрупкая чистота пропитана прекрасной музыкой, искромётными шутками и невероятной командной работой.

Художник Мария Мелешко придумала уникальное пространство, которое позволяет впитать и увидеть гораздо больше показанных метров густонаселённой кухни, кроме того, удивительным образом точно передана эпоха — костюмами, реквизитом и образами артистов.

Композитор Иван Староверов создал невероятную мощь, без которой этот утлый пароходишко затонул бы в слезах безвременья и бессилия, но здесь обрёл свой внутренний стержень и не позволяет зрителю раскиснуть, однако очень верно задаёт темп эмоциональных качелей для всего зрительного зала.

Художник по свету Тимур Фиршин робкими лучами питает ту надежду, что взращивает человеческие ценности, осторожно подсвечивая тропинку и давая всем силы жить и идти вперёд.

Гений режиссёра спектакля дает понять и почувствовать трепетное отношение не только к эпохе, но и к артистам ее транслирующим: при малочисленности Театра города М. остаётся только удивляться точности соответствия ролям и передачи образов — и времени! — с помощью интонаций, особенностей произношения, взглядов и развития персонажей. Этот гений Александра Бабика подхватывает тот самый импульс эмоциональных качелей и бережно обнимает внутреннего ребёнка каждого зрителя в зале, вытаскивая его из безнадеги к свету и воздуху, к желанию жить и умению любить, к единственно верным настройкам понимания души человеческой и умению заботиться о ближнем.

Вся та боль тех, кто не успел долюбить и не умел прожить, их оголтелость в стремлении жить «почеловечно» и во имя справедливости, их отчаянные попытки найти под завалами разрушенных судеб и изувеченных тел внутреннюю правду и жизнестойкую истину — все это запредельно точно и кристально честно не показано, но прожито за три часа Анастасией Штромвассер, Валентином Ермаковым, Альбиной Кашорик, Екатериной Хамдо, Натальей Богдановой, Полиной Черновой, Глебом Косихиным и Евгением Мишечкиным. Эти талантливейшие артисты останутся в памяти зрителя пропитанной чувством вины нянечкой из дома ребёнка, обожествленным и сломанным мальчиком, музыкальным работником, что под завалами разбомблённого дома переживала не о потери близких, но о своих пальцах, повидавшим всякое ночным сторожем, опереточной певичкой с легкой придурью и логопедическими проблемами согласно анкетным графам, электромонтером со своим внутренним миром и светом, честным и понимающим мужем и эпизодическим замполитом с профдеформацией на коммунальной кухне.

И сентенция женатого любовника «пусть всем будет весело», помноженная на «каждый человек внутри себя прав», поиски истины на протяжении двадцати лет, красоту, надрыв, раскаяние и силу всех этих Капы, Фисы, Ады, Паньки и Ольги Ивановны дают зрителю эмоциональное потрясение и понимание — в настоящий исторический период — нам есть, что терять, нам есть, кого любить, и о ком заботиться.

И горечь осознания и чистота наших мыслей во время спектакля непременно оттолкнутся от дна того хаоса сломленных жизней и осколков второй мировой войны, но дадут силы вынырнуть и вдохнуть чистый воздух нынешнего неба — непременно в цветах перламутра, где так важны смыслы и оттенки; вынырнуть — учась уму-разуму у слабой травинки на берегу городского асфальта; травинки — с огромной жизненной силой.

«Вдовий пароход» Театра города М. — это тот настоящий спектакль настоящего театра, который не тонет во имя внутренней исторической правды и актерской современной честности. Тот спектакль, который непременно надо увидеть, прочувствовать и понять.

«Ведь надо понимать красоту: красота — это стержень духовной жизни.»

Ольга Владимирская специально для Musecube

Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь

Фотографии Анны Леонтьевой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.