Вечность – не банька с пауками

С 5 по 10 февраля прошел десятый по счету фестиваль «Пять вечеров», посвященный творчеству Александра Моисеевича Володина (1919 – 2001 гг) – Лауреата премии Президента РФ, Лауреата Государственной премии РСФСР, драматурга, поэта и сценариста, автора таких пьес как «Фабричная девчонка», «Дульсинея Тобосская», «Назначение». Сейчас невозможно точно сказать, сколько произведений оставил после себя Володин, преданно следуя совету своего любимого поэта Б.Л. Пастернака «не заводить архивов».

Не только театр, но и советское кино трудно себе представить без его участия. По киносценариям Александра Моисеевича были сняты «Старшая сестра», «Фокусник», «Осенний марафон» и другие фильмы, горячо любимые не одним поколением зрителей.

Закрывать нынешний фестиваль выпала честь московским гостям – театру «Около Дома Станиславского». 10 февраля на сцене театра «На Литейном» он представил постановку «С любимыми не расставайтесь» режиссера Юрия Николаевича Погребничко. Премьера спектакля, который раньше носил название «Где тут про воскресение Лазаря?», состоялась в 2001 году и вызвала у почитателей творчества Юрия Николаевича обычный восторг, у остальных – недоумение. Странное литературное сочетание текстов Достоевского и Володина смогли понять не все.
Какое отношение имеют разговоры Раскольникова с Соней Мармеладовой к бракоразводным процессам советского времени? Почему герои «Преступления и наказания» тесно соседствуют с володинскими Митей и Катей, чья «любовная лодка разбилась о быт»?

После монолога Свидригайлова: «Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность…» ответ, на первый взгляд, становится ясен. Угрюмое пространство сцены, созданное Андреем Рыжим — грязно ржавые стены, углы, промазанные известкой, пустая рама от зеркала — наглядно демонстрирует, что вечность для всех героев спектакля и есть свидригайловская комнатка, в которой они мучают друг друга.

Присмотревшись, понимаешь, что каждый в своей персональной вечности решает для себя важнейшие вопросы – любить или нет, остаться или уйти, простить или ненавидеть. Участники спектакля ведут отчаянную борьбу, на кону которой стоит возможность жить, а не существовать. И ушанки с полупрозрачными вуальками, и нарядные платья XIX века с советскими телогрейками уравнивают в праве на счастье все сословия, времена и социальные срезы.

Разделяет сцены спектакля мужской и женский хор, иронично исполняющий задушевные хиты прошлых лет. Подчеркнуто серьезно звучат «Стою на полустаночке», «Вологда», «Ромашки спрятались». В финале оба хора сливаются в один с песней «Сиреневый туман». Маленький мальчик, вышедший на сцену, обращается к ним с речью Алеши Карамазова: «Голубчики мои, знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Останется ли таким воспоминанием этот спектакль для зрителей – неизвестно. Но можно быть полностью уверенным, для всех собравшихся в зале светлой памятью всегда будет творчество Александра Моисеевича Володина.

Ира Калинина, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.