Юрий Веденеев: вас приглашает оперетта, или с днем рождения, мэтр!

Сцена Арт-кафе театра Вахтангова — уютная, камерная, с отличным звуком — не впервые анонсирует и проводит вечера «Вас приглашает оперетта», но впервые такой концерт проводился в день рождения народного артиста России Юрия Петровича Веденеева. Как и в предыдущих выступлениях в этих стенах, вместе с Юрием Петровичем блистала бессменная на протяжении вот уже почти 50 (!) лет его партнерша, Светлана Павловна Варгузова (также народная артистка России).

Имея возможность регулярно видеть мэтров Московского театра оперетты в спектаклях и/или музыкальном ревю «Grand канкан», а также в зрительном зале родного им театра, я не перестаю поражаться их «народности». На одном из концертов в Арт-кафе Василиса Николаева поделилась, что учась у Светланы Павловны вокалу в ГИТИСе, она по юности лет считала, что «народный — вышел из народа»; так вот народность у Юрия Веденеева и Светланы Павловны такого свойства, что как только они появляются на публике, зритель (даже случайный, далекий от музыкального театра и не знающий о количестве сыгранных ролей и заслугах в жанре) это чувствует, благоговеет и готов рукоплескать! Так было и в этот раз: вечер начался с «Тоста Орловского» из оперетты «Летучая мышь», и это было — ввиду состава солистов — самое необычное приглашение к празднику!

Как и концерты корифеев оперетты на сцене Арт-кафе в прошлом сезоне, этот помогали вести солисты Московского театра оперетты Василиса Николаева и Владислав Кирюхин. Каждый из таких концертов имеет свой сет-лист, свою тематику. Конечно же, 3 февраля все это было посвящено Юрию Петровичу!

И Светлана Павловна Варгузова, и Василиса Николаева, и Владислав Кирюхин рассказали свои истории знакомства с ним (и, поверьте, эта часть конферанса интересна и ценна не менее вокального мастерства, ради которого здесь все и собрались!). Так, в этот раз появились новые штрихи ко многим историям: Светлана Павловна заприметила красивого статного баритона несколько раньше, чем ему пришлось, ввиду производственной необходимости, встать на замену заболевшего солиста к ней в дуэт на «Помнишь ли ты?» на гастролях в Ленинграде; впервые увидев Юрия Петровича на своем занятии по вокалу в ВУЗе, Василиса Николаева была так взволнована, что практически ничего не смогла исполнить; самым ярким впечатлением при первой мимолетной встрече для Владислава Кирюхина стала прическа Юрия Веденеева (ветер делал из импозантного мужчины, стоящего спиной к тогдашнему студенту ГИТИСа, буквально двойника Джека Николсона из фильма «Сияние»!), а при первом творческом знакомстве с молодым солистом Юрий Петрович не преминул заметить, что Un amore così grande исполнено «блестяще, но под его фонограмму!». При этом надо понимать, что все это рассказывалось в красках, лицах и даже с подражанием голосов действующих лиц!

Конечно же и свои сольные музыкальные номера Владислав Кирюхин и Василиса Николаева посвятили имениннику: Юрий Петрович Веденеев родился в Новороссийске и обожает море.

Прозвучала «Синяя вечность» — и мощный, но в то же время бархатный баритон раскатисто заполнял собой пространство зала Арт-кафе, как бы приглашая к прогулке по берегу, но напоминая, зачем все здесь собрались:

«Сердце, как друга,
Море встречает,
Сердце, как песня,
Летит из груди».

Подводка к номеру Василисы Николаевой сообщила, что Je Suis Malade однажды исполнялась как раз на дне рождения Юрия Веденеева, однако в этой сумасшедшей по накалу песне-исповеди тоже есть слова, которые можно перевести на русский как «Все корабли для меня под твоим флагом». Это было очень сильное исполнение: и вокально, и актерски. Что, собственно, подтвердил и Юрий Веденеев, выйдя под аплодисменты обнять свою крестную мать. Кстати, эта история (про крестины народного артиста) наконец была рассказана, а не упомянута вскользь!

Также и пронзительная «Вечная любовь» была исполнена Василисой Николаевой и Владиславом Кирюхиным как посвящение проверенному годами и сценой дуэту «на все времена»: на протяжении почти пяти десятков лет самый уважаемый баритон и самое пленящее сопрано жанра играют влюбленную пару! Конечно же, сейчас, с учетом возраста и текущего репертуара театра, Юрий Петрович Веденеев и Светлана Павловна Варгузова не каждый день на сцене, но в былые времена они работали по 2-3 спектакля в день и ежедневно на глазах у восхищённого зала их герои знакомились, ссорились, пели в адрес друг друга что-то нежное или колкое, заводили интрижки на стороне, но в финале непременно признавались друг другу в любви и выбивали слёзы умиления у зрителя.

Впрочем, все это есть и сейчас! Стоит этой паре попасть в лучи софитов, как на сцене снова их молодые герои! Совершенно невероятным образом, но звучат они ровно так, как и 10, и 20, и, возможно, 50 лет назад! При первых нотах «Я танцевать хочу» у Светланы Павловны появляется в глазах такая чертовщинка — нет, не былой задор и не готовность вспоминать какие-то па, что было бы ожидаемо с учетом стажа на сцене — и я не удивилась бы абсолютно, если в тот же миг она скинула золотистые туфли в тон отделки кокетливого платья цвета тиффани и стала кружиться в танце!

И сам Юрий Петрович тоже все так же заигрывает с дамами в зале, и готова спорить: когда во время длительного проигрыша в Love in Portofino он танцует с воображаемой партнершей, любая из поклонниц в зале была бы готова встать к нему в пару!

Мэтры Московского театра оперетты подарили безукоризненное исполнение своих коронных опереточных и не только номеров: выходная ария Данило сменялась его дуэтом с Ганной, Come prima — Someday, романс Лидочки предшествовал «Не уходи», а Be my love намекала, что впереди еще непременно будет Parla mi d’amore!

Юрий Петрович тоже много вспоминал и рассказывал: и про то, как подбирается репертуар, и про то, что хочется сделать уютный вечер с роялем, и, конечно же, про свою великолепную партнершу. И очень трогательно было наблюдать со стороны не только рабочие взаимоотношения солистов друг с другом, но и заботу друг о друге, невербальные сообщения и даже милейшие подтрунивания. Так, например, Светлану Варгузову в ее сногсшибательных платьях в пол и при каблуках бережно сопровождали за кулисы, и Юрию Веденееву Владислав Кирюхин тоже подал руку, призывая быть аккуратным на ступеньках и предупреждая о двери за кулисами сбоку от сцены. Что сделал мэтр, покидая в зал? Конечно же, подыграл, с размаху «войдя» в ту дверь лбом!

Впрочем, на счету Юрия Петровича масса курьезных случаев — наверное, когда он исполняет пробирающую до мурашек My Way, он перебирает в памяти и их тоже…

Удивительное, конечно, дело — вот эта старая актерская школа с удержанием внимания зрителя, сменой костюмов на протяжении вечера и запредельного уровня требований к себе и окружающим: 50 лет выверенных жестов, точных нот и беспредельного уважения друг к другу и к зрителю. Как должны быть благодарны судьбе за такой дар присутствия молодые коллеги и вдумчивые поклонники!

Ну а вечер традиционно закончился искрометной и сметающей волной веселья «Карамболиной»! Вслед за тем к сцене устремилась целая река цветов и подарков, объятий, поздравлений и пожеланий долгих лет жизни имениннику и его обворожительной партнерше.

В нарядных блёстках
Ты на подмостках
Чаруешь взор
Толпы людской!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фото Анны Леонтьевой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.