Весь род людской на открытии сезона в театре имени Пушкина

театр пушкина

Аркадина: А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?
Треплев. Нет, мама. То была минута безумного отчаяния,
когда я не мог владеть собою.

А. Чехов «Чайка»

«Костик» едет в Ленинград, «Обещание на рассвете» прозвучит в Норильске, «Слуга двух господ» явится в Нижний Новгород (на встречу с тёзкой из Нижегородского камерного музтеатра) в компании «Семейки Краузе». Таковы гастрольные планы на осень Московского театра имени А. С. Пушкина, где состоялся традиционный сбор труппы.

Зачем вообще на такие мероприятия приглашают репортеров? Рабочие вопросы можно и нужно выяснять на закрытом собрании трудового коллектива. Художественную повестку каждый желающий увидит в афише. Очевидно, сбор труппы в том виде, который мы наблюдаем каждый год в любом уважающем себя театре, есть презентация худруками творческих планов на фоне любимцев публики, сгрудившихся одномоментно для поражения зрительского воображения.

В этом жанре Евгений Писарев и его творческий улей – явно из числа лидеров.

Сбор начался с лёгкого фуршета, смешавшего прессу и актёров в броуновском движении по фойе партера. В зале, впрочем, журналисты, операторы и фотографы логично дистанцировались от хозяев ради правильной и красивой картинки. После короткого видеовступления из ярких моментов спектаклей прошлого сезона на сцену вышли Евгений Александрович Писарев и Владимир Иванович Жуков – директор театра.

Речь Владимира Ивановича каждой своей гранью убедила: административно-хозяйственная база незыблема и стремится к ещё большим достижениям. В частности, театр на время предстоящего капремонта не поменяет адрес и будет играть спектакли на родной сцене. Согласитесь, чтобы организовать подобные процессы параллельно, нужен талант, отличный от ораторского. «Человек без отпуска» – это про директора.

Евгений Писарев начал своё выступление с поздравлений: летом Веру Алентову наконец-то нашла награда, присуждённая ранее, и труппа поздравила актрису с вручением Ордена за Заслуги перед Отечеством III степени. Сезон в театре Пушкина открывается ее бенефисом «Мадам Рубинштейн», отмеченным таже премией «Московского комсомольца».

Юбиляры театра в этом году: Нина Марушина (60 лет работы в театре им. Пушкина), Борис Дьяченко и Владимир Григорьев – их поздравили с «неправдоподобными» юбилеями. Приветствовали пополнение: в труппу приняты Олег Греков и Семён Штейнберг, вернулся (и сразу отпросился на съёмки) Николай Кисличенко.

Далее речь пошла о творческих планах театра на предстоящий сезон. Двухсотлетие А. Н. Островского уже в декабре отметят премьерой «Красавца-мужчины» в постановке Д. Чащина с участием В. Жеребцова, Д. Власкина, А. Паниной, А.Бегуновой, А. Лебедевой и других. Режиссёрская лаборатория в этом году называется «Пушкин. LAB» и реализует на сцене лучшие эскизы постановок. Евгений Писарев берётся за «Зойкину квартиру» (с Александрой Урсуляк в главной роли).

Михаил Булгаков выходит на таировскую сцену ещё одной премьерой – в октябре публика увидит «Багровый остров» (режиссёр Ф. Левин, худрук постановки – собственно, Е. Писарев). И тут собравшихся виртуозно вовлекли в «живой тизер» спектакля: из динамиков грянули вихри музыки Шарля Гуно, а в зале во весь рост встал, как чёртик из табакерки, весь в белом, Александр Матросов и «урезал» куплеты Мефистофеля, поддержанный группой молодых артистов в партере. От такого культурного шока захотелось размашисто перекреститься и учинить что-нибудь феерическое. Но было интересно, что покажут дальше, и мы с сожалением воздержались.

И ведь показали. Трое актёров спонтанно продефилировали по проходу в фирменных футболках «от Пушки» с принтом в виде цитат из популярных спектаклей. Каких – узнаете, когда придёте в театр. Кстати, теперь это возможно по особым абонементам: любители разных театральных жанров могут выбрать для себя те названия, которые соответствуют их личным вкусам. А кому милы когнитивные диссонансы – велкам на весь ассортимент названий и трактовок.

Евгений Писарев закончил собрание фрагментом цитаты Питера Брука. С вашего позволения, приведём слова великого режиссёра полностью:

«Я давно избавился от старомодного предрассудка, что искусство может как-то изменить людей и влиять на развитие человечества. Многие верят до сих пор, что если ты «kulturny», то ты лучше других! Вспомните о концлагерях. Их строили молодые нацисты — офицеры, наследующие великой культурной традиции. Люди высокообразованные, которые были хуже любых варваров именно потому, что находили в культурной истории обоснования для своих зверств. Они шли сжигать людей в печах, прослушав какой-нибудь бетховенский квартет. Как быть с этим? Это глупое клише — «культура улучшает людей». Нет, человек не меняется. Публика в том числе.

И зачем же тогда нужно искусство?

Я полагаю, что у каждого из нас есть собственный мир, за который мы ответственны в полной мере. Им и надо заниматься. Не надо преуменьшать свою ответственность! Ко мне в руки попадает целых пятьсот человек на целых два часа. На этот срок они зависят от меня. Теперь я должен сделать все, чтобы, когда эти два часа закончатся, они вышли из зала чуть-чуть другими — и смогли увидеть ту жизнь, которой раньше не замечали. Если их гнев и разочарование станут чуть слабее, это уже победа! Театр не способен никого ничему научить. Зато он может на какое-то мгновение сделать жизнь зрителя лучше. Сдвинуть ее хотя бы на миллиметр. Это стоит того, чтобы положить на это жизнь».

Елена Трефилова специально для MusecubeФотографии Евгении Окниной можно увидеть здесьА фотографии Натальи Овчинниковой – здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.