В Театре дождей 17 декабря
, как, впрочем, и всегда, был аншлаг. Этот маленький театр, затерянный во дворах набережной Фонтанки, неизменно притягивает к себя людей, любящих искренние, наполненные смыслом постановки, как современного, так и классического толка. В тот вечер демонстрировался спектакль “Забыть Герострата“, основанный на пьесе Григория Горина, и в воздухе витала атмосфера Древней Греции. Даже театральные программки, которые чаще всего стандартны, здесь были похожи на папирусы и сложены в форме свитков. Такое внимание к деталям всегда похвально. Потому что из мелочей вполне может складывается большое искусство.
Сюжет пьесы Григория Горина строится вокруг реального исторического события – сожжения храма Артемиды, которое произошло в 356 году до нашей эры. Сжёг одно из чудес света бывший рыночный торговец Герострат – с помощью столь варварского поступка он хотел прославиться. Что тут скажешь, ломать не строить, а разрушать всегда проще, чем созидать. Но акцент в пьесе сделан не на преступлении Герострата как таковом, а на реакции общественности. По этому пути пошёл и Театр дождей в своей постановке.
Спектакль Натальи Никитиной демонстрирует нам, насколько относителен наш мир, особенно такие экзистенциальные категории, как добро и зло. Да, Герострат – преступник, он разрушил то, что строили люди целых двести лет. С другой стороны, “а судьи кто?”. Сатрап Тиссаферн, который не может без совета жены принять решение, или, быть может, его супруга Клементина, готовая изменить мужу с первым встречным симпатичным прохвостом? Народ ли Эфеса, готовый ради бесплатной выпивки начать оправдывыть человека, который без зазрения совести сжёг храм Артемиды?
Преступление, конечно, неоспоримо, и Герострата казнят, а имя его должны забыть, как и приказывает Тиссаферн, но этого никогда не произойдёт. При этом мало кто из жителей Эфеса смог бы вспомнить имена строителей храма. Сведения о них навсегда потеряны для истории. А замысел Герострата удался – его продолжают помнить и сегодня. Не все знают, что он совершил, однако имя его почему-то знакомо всем. Потому что, как ни крути, он был и остаётся яркой фигурой своего времени. И в наше время гораздо больше интереса вызывает какой-нибудь преступник, а не простой человек, скромно выполняющий свою работу.
Что характерно для Театра дождей, в спектакле “Забыть Герострата” поражает воображение актёрская игра – возникает ощущение, что все на своих местах. Например, Александр Иванов, которому удаются как комические, так и серьёзные роли, убедителен в роли Человека театра, самого обаятельного персонажа пьесы. Он по большей части наблюдатель, но всё же сильно переживает по поводу происходящих событий, с оглядкой на то, что будет в далеком будущем, даёт мудрые советы, которым никто не следует. Всё же каждый человек, да и каждая эпоха учится на собственных ошибках. Должно быть потому, что мы слишком легко всё забываем – так нам проще живётся.
Александр Клемантович органичен в роли Герострата – он находчив, нахален и пользуется успехом у дам. Поначалу он вызывает презрение, потому что мало чем отличается от вандалов, последствия действий которых мы можем наблюдать каждый день. Но впоследствии отношение к Герострату меняется, и его становится даже немного жаль.
Глядя на крошечную сцену Театра дождей, удивляешься, насколько большие во всех смыслах спектакли на ней помещаются, как они наполнены смыслом и красотой. В “Забыть Герострата” отличные танцевальные элементы, без которых Древнюю Грецию представить сложно. Танцы для этого спектакля, как и для многих других постановок театра, поставил Сергей Меркулов.
Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра Дождей
Добавить комментарий